III Всероссийский съезд Советов принял постановление «О федеральных учреждениях Российской республики». Признание федерации как формы советского многонационального государства, отвечающей интересам всех народов, было включено в программу партии, принятую VIII съездом РКП(б).
«. . . 2. В целях преодоления недоверия со стороны трудящихся масс угнетенных сторон к пролетариату государств, угнетавших эти страны, — читаем в программе партии, — необходимо уничтожение всех и всяких привилегий какой бы то ни было национальной группы, полное равноправие наций, признание за колониями и неравноправными нациями права на государственное отделение.
3. В тех же целях, как одну из переходных форм на пути к полному единству, партия выставляет федеративное объединение государств, организованных по советскому типу»В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны основными задачами партии и Советского государства являлись организация обороны страны от внешней и внутренней контрреволюции, защита завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. Этой цели была подчинена и национальная политика партии, исход гигантской битвы, развернувшейся на фронтах гражданской войны между двумя непримиримо враждебными силами — пролетариатом и буржуазией, во многом зависел от привлечения миллионов масс ранее угнетенных народов России на сторону социалистической революции. В ходе гражданской войны эта задача была разрешена благодаря тому, что партия неизменно руководствовалась ленинской программой по национальному вопросу и неуклонно претворяла в жизнь свою политику в области национальных отношений.
Внешние и внутренние враги Советской власти пытались использовать национальный вопрос как ширму для прикрытия контрреволюционного характера своей борьбы. В этом отношении характерной является позиция алаш-ордынцев, которую они заняли после того, как убедились в укреплении Советской власти на всей территории Казахстана, когда первые попытки контрреволюции свергнуть Советы провалились.
Они заявили о своем «признании» центрального Советского правительства, но при условии, чтобы в Казахстане была создана буржуазная автономия и чтобы вместо Советов создавались органы буржуазной власти.
Важно отметить, что попытка алаш-ордынских главарей создать в Казахстане буржуазную автономию вызвала бурный протест со стороны широких кругов трудящихся казахов. Еще 16 декабря 1917 года участники многотысячной демонстрации трудящихся казахов в Акмолинске в приветственной телеграмме В. И. Ленину писали: «Автономия Алаш-Орды киргизским трудящимся не нужна». 3 января 1918 года мусульманское население Чимкента осудило антинародное выступление буржуазных автономистов в Ташкенте. Уральский губернский съезд, проходивший 24 марта 1918 года, принял постановление о роспуске Западно-Казахского отделения «правительства» Алаш-Орды и дал указание об аресте главарей буржуазных националистов.
Акмолинский уездный съезд Советов рабочих, крестьянских и казахских депутатов 25 апреля 1918 года уведомлял народного комиссара по делам национальностей о своем решении считать недействительным постановление второго общекиргизского съезда, состоявшегося в декабре 1917 года в Оренбурге, о создании казахской автономии под названием Алаш-Орды.