Почему мы недовольны медициной

Одна из самых высоких в мире обеспеченность врачами и больничными койками; постоянно растущая численность лечебно-профилактических учреждений; возможность бесплатно обратиться за медицинской помощью днем и ночью. . . Перечень хорошо известных достижений нашего здравоохранения нетрудно продолжить. Достижений действительных и не всегда должным образом оцениваемых.

И тем не менее все это — лишь одна сторона рассматриваемой проблемы, быть может, скорее количественная.

Отвечая на вопрос, вынесенный в название главы, прежде всего хочется подчеркнуть мысль, что нет медицины вне общества, ее достоинства и недостатки являются его отражением. Не надо удивляться слабостям здравоохранения, обеспечивая жилплощадью вначале рыбака и токаря, а затем врача и медсестру, или относя работников табачных фабрик к производителям материальных благ, а тех, кто борется с курением, — к непроизводственной сфере. Нельзя выделять здравоохранению средства по «остаточному принципу» и возмущаться тем, что больные лежат в больничных коридорах, что у нас плохая аппаратура и не хватает нужных лекарств.

Почему мы недовольны медициной

Один из литераторов недавно написал, что «наша долготерпеливая медицина» молча прощает себе и обществу свою неустроенность. С этой оценкой положения можно согласиться лишь частично.

Мне приходилось посещать больницы настолько амортизированные и устаревшие, что в них стыдно было помещать больных. Не раз бывали там и работники исполкомов, и народные депутаты, и крупные хозяйственные работники. Смысл реакции был таков: «Молодцы! Тяжело, а работаете! » И ничего не менялось. Это — маленькое отражение дел в медицине в целом.

Вероятно, многие знают, что председателем Президиума Верховного Совета Киргизской ССР избран бригадир чабанов Т. Акматов. Слушая доклад председателя одного из райисполкомов, он поинтересовался падежом скота и сразу же получил исчерпывающую информацию. Затем был задан вопрос о том, сколько в районе умирает в течение года детей. Ответа не было.

В этом, казалось бы, частном эпизоде ярко отражается отношение к здравоохранению, причем не только в одном из районов Киргизии. Вот где корни «остаточного принципа» выделения средств на здоровье людей.

Если исходить из того, что бытие определяет сознание, то любым суждениям должна предшествовать оценка этого «медицинского бытия»


Другие записи: