Национальная государственность

Только от Советской власти казахский народ получил национальную государственность, являющуюся неотъемлемой частью всей системы диктатуры пролетариата.

Исключительная гибкость ленинской национальной политики в государственном строительстве сделала Советскую власть понятной и родной для всех народов России. Этому способствовали подготовка национальных кадров, выращивание государственных деятелей из среды казахских трудящихся, создание советского аппарата, близкого и родного для народных масс.

Особое внимание обращалось на раскрепощение женщин-казашек. С первых же дней победы Великой Октябрьской социалистической революции местные Советы принимали меры к тому, чтобы покончить с бесправным положением казашки в обществе и семье и привлечь ее к активной общественной и производственной деятельности. Но на этом пути были огромные трудности, которые прежде всего порождались мрачной, цепкой властью патриархально-родовых пережитков. К тому же обстановка гражданской войны значительно осложняла борьбу за раскрепощение женщины-казашки. Все же и в этих условиях Советы добились некоторых успехов, в особенности в отношении девушек-казашек. Они вовлекались в школы, стали посещать клубы, овладевать профессиями в специально организованных артелях. В аулах появились передвижные красные юрты, развернувшие организаторскую и массово-политическую работу среди крестьян.

Одним из первых актов КазЦИК и Совнаркома республики был декрет об отмене позорного обычая продавать девушку за калым. Было запрещено многоженство, браки несовершеннолетних, аменгерство (право наследования вдовы умершего его наследником) — обычаи, которые на протяжении веков являлись могилой юности, надежд и чаяний казашки.

9 декабря 1920 года Совет Народных Комиссаров Казахской АССР издал декрет об отмене куна — установленного обычаями казахского народа имущественного вознаграждения за пролитую кровь, уплачиваемого лицом, совершившим убийство, его родичем и даже целым родом. В декрете указывалось, что всякие договоры, сделки и соглашения об уплате куна за убийство не освобождают виновника от наказания за совершенное преступление.


Другие записи: