Классово-политической сущностью Советов

Однако следует отметить, что в развитии движения за Советы в казахском ауле, как и в русской деревне, было немало противоречий и явное несоответствие между его грандиозным размахом и классово-политической сущностью Советов.

Многие из них по своему классовому составу и политической физиономии далеко не отвечали всем требованиям пролетарской революции, не являлись действительными органами диктатуры пролетариата. Это объясняется многими обстоятельствами. Среди них немаловажное значение имеет то, что революция, шествуя по всей казахской степи и втягивая в свою орбиту все новые и новые районы, пробуждала к активной политической деятельности, к действительному участию в устройстве государства новые социальные слои. «Советы — органы борьбы угнетенных масс, — писал В. И. Ленин, — естественно, отражали и выражали настроение и перемену взглядов этих масс неизмеримо быстрее, полнее, вернее, чем какие бы то ни были другие учреждения» . Именно на Советах первых лет Советской власти, их составе и работе отразилось наиболее зримо влияние мелкобуржуазной волны.

В условиях казахского аула движение за Советы не основывалось еще на строгом классовом размежевании между различными социальными слоями. Наряду с широкими трудовыми массами аула в Советах участвовали имущие верхи. Последние не только посылали в Советы своих делегатов, но оказывали идейный нажим на ранее сложившееся ядро Советов, заражали его «мелкобуржуазными взглядами на политику» и, конечно, старались использовать Советы в своих классово-эгоистических целях.

Первоначальное соотношение сил внутри аульных Советов в немалой степени зависело от того, кто проявлял инициативу, от политической активности и опыта классовой борьбы. Но дело не только в соотношении сил. Состав населения, количество и качество пролетарских и полупролетарских элементов аула, революционные традиции, порядок выборов в Советы — все это оказывало значительное влияние на первоначальный состав волостных и аульных Советов. У феодально-байской верхушки аула политическая активность была значительно выше, чем у аульной бедноты. Положение осложнялось тем, что казахская беднота, которая в период Октябрьской революции принимала" активное участие в общественно-политическом движении и боролась за Советы, в большинстве случаев оказалась «забытой», находилась в стороне от Советов. В исполнительные органы последних, как правило, попадали политически более искушенные люди из имущей среды. Представители трудовых низов аула, забитые, политически непросвещенные, неграмотные, легко попадали в сети феодально-байской пропаганды.

Разумеется, в казахских аулах в первые же месяцы после победы Октябрьской революции создавались Советы, которые представляли собой боевой орган революционной власти, решительно осуществляли экономические и политические мероприятия, диктуемые идеями пролетарской революции.


Другие записи: