Рост технической оснащенности сельского хозяйства

Решению поставленных задач способствовал рост технической оснащенности сельского хозяйства в республике, в частности дальнейшее строительство машинно-тракторных станций. В 1932 году в Казахстане имелось 77 МТС, которые обслуживали 1 193 колхоза, то есть 23 процента всех колхозов республики.

К концу 1933 года в МТС Казахстана насчитывалось 2 257 тракторов против 197 в 1930 году 2. Если на 1 июня 1929 года мощность всех тракторов в республике определялась 5 280 лошадиными силами, то на 1 июля 1932 года — уже 37 483 лошадиными силами. В июле 1933 года колхозники-ударники Казахстана собрались на свой первый съезд. В работе съезда приняло участие 650 делегатов, представлявших все народы, живущие на территории республики. В качестве гостей на съезде присутствовали колхозники Башкирии, Ойротии и Западной Сибири.

ЦК ВКП(б) обратился к съезду с приветствием, в котором говорилось: «Перед нами огромная задача — превратить колхозы в подлинные крепости социалистического земледелия и животноводства. Перед нами важнейшая задача — в кратчайший срок сделать Казахстан передовым отрядом животноводства на Востоке» 4.

Под влиянием успешной деятельности МТС и обслуживаемых ими колхозов оставшиеся единоличные бедняцко-середняцкие хозяйства вступали в существующие колхозы или объединялись в новые коллективы. Так, Сангистобинская МТС Семипалатинской области, организованная в декабре 1930 года, обслуживала тогда семь русских и шесть казахских колхозов. Район обслуживания МТС в то время был коллективизирован на 36 процентов. За год работы МТС в районе ее деятельности произошли коренные изменения: к весне 1932 года уже 89 процентов крестьянских хозяйств состояло в колхозах Однако основная масса колхозов Казахстана в конце первой пятилетки находилась еще на «мануфактурной» стадии развития. Большинство кол-хозов республики еще базировалось на живой тягловой силе. Свыше 4 тысяч колхозов из 5, 2 тысячи с МТС не были связаны2.

Особенно большие и сложные задачи необходимо было разрешить по коллективизации кочевого скотоводства. Действительные успехи в оседании кочевого населения и производственном кооперировании скотоводческих хозяйств могли быть обеспечены только при соблюдении максимальной осторожности и необходимой постепенности, так как ломка социально-экономического строя и быта в этих районах была наиболее глубокой и требовала перехода к условиям жизни во всех отношениях новым, неиспытанным.

При выборе формы объединения индивидуальных хозяйств необходимо было проявить максимум внимательности, знание конкретных условий. Но в решении этой труднейшей задачи в 1931 году крайком партии допустил грубые ошибки.

В августе 1931 года крайком партии поставил перед этими районами задачу «выйти на линию более высоких темпов коллективизации» и дал установку «основной формой колхозного движения в ауле, за исключением районов особо отсталых, еще сохранивших исключительно кочевое хозяйство с большим расстоянием кочевок, считать животноводческую сельскохозяйственную артель» 3. В сентябре того же года оговорка насчет отсталых районов была снята. Тозы в животноводческих районах стали переводиться форсированными темпами на Устав сельскохозяйственной артели. Из 2771 тоза, числившегося в 60 животноводческих районах на 1 августа 1931 года, 2 459 были поспешно переведены на Устав сельскохозяйственной артели. Было организовано даже 28 коммун. Тозов в этих районах осталось всего лишь 285.

Во многих отсталых кочевых и полукочевых аулах, не перешедших еще на оседлость, тозы переводились на Устав сельскохозяйственной артели без предварительной массово-разъяснительной работы среди населения, без создания соответствующей материальной базы. Без учета желаний аульного населения, путем административного нажима в этих районах осуществлялось оседание кочевых и полукочевых хозяйств.

Таким образом, в 1931 году в животноводческих районах Казахстана вновь были допущены искривления линии партии в колхозном строительстве. Классовый враг, воспользовавшись этим, повел среди населения агитацию за убой скота. Массовый хищнический убой и угон скота, организованные в большинстве случаев феодально-байскими элементами, и откочевка населения из ряда аулов привели к значительному сокращению поголовья скота в республике и к продовольственным затруднениям во многих животноводческих районах.


Другие записи: