31 июля 1936 года краевой комитет ВКП(б) принял постановление «О мероприятиях по переводу тозов (малсериктиков) на Устав сельскохозяйственной артели». В нем предлагалось начать постепенный переход тозов на Устав артели там, где для этого созрели условия. Одновременно указывалось на необходимость строгого соблюдения принципа добровольности при переводе тозов на Устав артели.
Одним из первых организационно-хозяйственных мероприятий при переводе тозов на Устав сельскохозяйственной артели являлось обобществление средствпроизводства. Согласно Уставу, члены артели обобществляют свой рабочий скот, семенные запасы, сельскохозяйственный инвентарь и другие средства производства, необходимые для ведения земледелия.
Сложнее обстояло дело с созданием общественного животноводства. Являясь основной отраслью хозяйства казахских крестьян, животноводство значительно сильнее, чем полеводство, связано с их бытом. Поэтому правильное сочетание личного животноводства с общественным в условиях казахского аула требовало особенно осторожного и умелого подхода. Учитывая эту особенность, краевой комитет ВКП(б) отмечал, что поголовье продуктивного скота, находящегося в личной собственности колхозников, не может быть обобществлено, что также при желании может быть допущено частичное обобществление рабочего скота для ведения общественного хозяйства в сельскохозяйственной артели.
Устав сельскохозяйственной артели 1930 года предусматривал обобществление всего рабочего скота членов артели. Но в дальнейшем по мере развития колхозного движения, охватившего животноводческие районы, необходимо было учесть особенности экономики таких районов и быта его населения. Поэтому Устав сельскохозяйственной артели 1935 года разрешал колхозникам этих районов иметь рабочий скот в личном пользовании. Были утверждены нормы, регулирующие количество рабочего скота на один колхозный двор. Так, для животноводческих районов Казахстана, Туркмении, Кара-Калпакии, Киргизии и некоторых других республик и областей было разрешено колхозникам иметь на двор либо по одной лошади, либо по одной кумысной кобылице, либо по два верблюда, либо по два осла, либо по два мула. Для кочевых районов Казахстана, Бурят-Монголии и некоторых других районов разрешалось иметь на двор по 10 лошадей или от 5 до 9 верблюдов.
Процесс обобществления рабочего скота проходил не по шаблону или приказу, а с учетом местных особенностей. Так, в Кургальджинском районе при переходе тозов на Устав сельскохозяйственной артели у каждого хозяйства обобществлению подлежал один взрослый вол. Хозяйства, не имевшие волов, должны были выращивать молодняк до рабочего скота, а затем обобществлять его. А те хозяйства, которые не имели молодняка рабочего скота, должны были приобретать его путем покупки или обмена на продуктивный скот. Хозяева, не имевшие рабочего скота, обобществляли молодняк с доращиванием его до рабочего скота не в своем личном хозяйстве, а в обобществленном колхозном стаде.
Таким образом, при переходе тозов на Устав сельскохозяйственной артели устанавливался равный взнос в обобществленный фонд тягловой силы для всех членов колхоза независимо от степени обеспеченности рабочим скотом. В отдельных случаях при переходе на Устав артели для членов тозов, не имевших рабочего скота и не обеспеченных продуктивным скотом, устанавливались льготные сроки внесения пая.
Сельскохозяйственного инвентаря, находящегося в личной собственности членов тозов, было сравнительно немного, и обобществлялся он, как правило, полностью, за исключением транспорта (брички, арбы и т. д. ).