Ликвидация неграмотности

Особенно губительны были последствия колониализма и феодально-клерикальной реакции. Среди каждой сотни казахов было только двое грамотных, на каждые две тысячи казашек приходилась одна грамотная. Никаких высших учебных заведений в дореволюционном Казахстане, как и средних школ, для казахов не было. В гимназии принимались только дети русских чиновников, купцов, султанов и баев. В так называемых русско-киргизских школах учились байские дети, из которых готовили переводчиков и других прислужников колониальных властей в Казахстане.

Уже в первые годы Советской власти в казахском ауле особое внимание партии и правительства было обращено на школу как на базу развития культуры. Школьное строительство в условиях аула натолкнулось на ряд трудностей, связанных с отсутствием удовлетворительной материальной базы, программ, учебников на казахском языке, преподавателей, имеющих соответствующую подготовку.

Развертывание широкой школьной сети в ауле тормозилось также кочевым и полукочевым образом жизни казахского населения. Несмотря на все эти трудности, уже в первые годы установления Советской власти возникают сотни школ, в которых обучались десятки тысяч казахских детей. В 1927 году в Казахстане насчитывалось 3 944 школы с контингентом учащихся 274 тысячи человек, из которых свыше 30 процентов составляли казахи.

Особенно быстро развивались школы в ауле в годы социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, когда потребовалось много грамотных, развитых и хорошо подготовленных людей. В решении этой важной задачи культурной революции в ауле большая роль принадлежала мероприятиям партии и правительства по введению всеобщего начального обучения, начиная с 1930 года. С этого времени число школ и учащихся в них резко возрастает. если в 1929/30 учебном году в школах республики обучалось 352 тысячи учащихся, то в 1930/31 учебном году их число достигло уже 540 тысяч. В 1932/33 учебном году в республике имелось 6 869 школ, из которых 6 421 аульно-сельская. В них обучалось 576 тысяч учащихся, из которых казахи составляли около 40 процентов.


Другие записи: