Проведение в жизнь всеобщего начального обучения

Проведение в жизнь всеобщего начального обучения в условиях казахского аула осложнялось рядом обстоятельств. По-прежнему не хватало учебных программ и учебников на казахском языке и квалифицированных кадров учителей. В эти годы среди части работников просвещения республики бытовала ошибочная теория, согласно которой в казахских аулах можно было ограничиться созданием лишь элементарной школы грамоты. Такой неправильный подход к делу школьного строительства в ауле привел к тому, что большинство казахских детей обучались лишь в первых и вторых классах. Развитию школ тормозила малочисленность дворов в аулах и все еще сохранявшаяся в ряде животноводческих районов разобщенность их.

Партия и Советское правительство принимали все меры к тому, чтобы быстрыми темпами развивать в ауле школы, учитывая его особенности, порождавшие, как указывалось выше, дополнительные трудности в этом деле. В животноводческих районах для казахских детей создавались школы-интернаты. По данным Нар-компроса Казахской АССР, на январь 1934 года в интернатах при школах было размещено 24 259 учащихся, в том числе 11 363 из кочевых и полукочевых аулов Создание широкой сети школ-интернатов в ауле благотворно сказалось на развитии школ вообще, на устранении таких ненормальных явлений, как низкая наполняемость III и IV классов аульной школы. В последующие годы наблюдалась во всех школах-интернатах тенденция роста старших классов казахских начальных школ.

В отчете краевого комитета партии Центральному Комитету ВКП(б) о состоянии народного образования в Казахстане в 1935 году указывалось на большие успехи, достигнутые за годы Советской власти в развитии школьного образования, в осуществлении всеобщего начального обучения. В 1934/35 учебном году всеобучем было охвачено 640 тысяч детей (91 процент против 42 процентов в 1929 году), а число начальных, неполных средних и средних школ достигло 7 142 2.

Сеть начальных и средних школ в Казахстане расширялась из года в год. В 1937/38 учебном году она возросла по сравнению с 1932/33 учебным годом на 15, 5 процента. Развивались школы-интернаты, которые способствовали широкому охвату учебой детей трудящихся казахского аула. К концу второй, довоенной пятилетки число учащихся школ-интернатов возросло до 22 тысяч. Из года в год увеличивалось количество казашек, обучающихся в начальных и средних школах. Так, например, в начальных школах в 1937/38 году училось 165 725 девочек, а через два года — уже 185 321. В старших классах в 1938/39 учебном году казашек обучалось 26 232, а спустя два года — 39 189. К концу второй пятилетки в Казахстане было полностью осуществлено всеобщее начальное обучение. В 1940/41 учебном году 92, 2 процента детей 8—11-летнего возраста и 98 процентов детей 12—14-летнего возраста были охвачены школами.

Ярким показателем культурной революции в республике является ликвидация неграмотности и малограмотности населения. Грамотность населения Казахстана составляла в процентах: 1920 год —14, 4; 1926 год —28, 8; 1939 год — 76, 3. С 1920/21 по 1927/28 учебный год было обучено 418 тысяч, а с 1932/33 по 1939/40 учебный год — 3833, 3 тысячи неграмотных и малограмотных жителей республики.

В районах и аулах создавались специальные пункты по ликвидации неграмотности (помимо стационарных школ, где также проводилась работа по ликбезу). В них обучались десятки тысяч трудящихся казахов, преимущественно бедняки и батраки, многие из которых в дальнейшем явились активистами партийной и советской работы в ауле.

Один из дореволюционных социологов с весьма серьезным видом и крайне скептически утверждал, что для ликвидации неграмотности населения Средней Азии и Казахстана потребуется ни много ни мало 4 600 лет. Жизнь внесла сокрушительные поправки в эти наивные прогнозы буржуазных социологов. За невиданнокороткий исторический срок, не за сорок шесть веков, а за 20 лет в жизни казахского народа произошли разительные революционные изменения. Из отсталой страны, почти поголовно неграмотной, он превратился в республику сплошной грамотности, с густой сетью школ, где казахские дети обучаются на своем родном языке.


Другие записи: