Пo мере развития торговли в Казахстане возникли крупные центры или зоны торговых оборотов, которые сконцентрировали у себя главнейшие товарные потоки и через разветвленную торговую сеть связывали страну в огромную единую хозяйственную территорию. К этим центрам стягивались товары, по. преимуществу животноводческие, со всего Казахстана, откуда они сбывались на европейские и азиатские рынки, а от них растекались по всему Казахстану промышленные товары, главным образом прибывавшие из Европы и предназначенные для удовлетворения незатейливых потребностей казахского кочевника.
Ближайшим пунктом торговли России с Казахстаном был г. Оренбург. В начале XX века он превратился в крупный торговый и финансовый центр/В 1910—1911 годах в Оренбурге насчитывалось 1 068 торговых предприятий с общим товарооборотом в 23 464 тыс. рублей. Из Оренбурга ежегодно вывозилось большое количество грузов, среди них: кож невыделанных — до 450 тыс. пудов, овчины — до 400 тысяч, каракуля —до 12 тысяч, мерлушек — до 2 тысяч, козлины — до 50 тысяч, шерсти — до 650 тысяч, шерстяных оческов — до 1 тысячи, грив конских—до 1 200, хвостов и косиц —до 550, пуху козьего— до 3 тысяч, пуху птичьего — до 200, копыт — до 2 тысяч, рогов — более 1 тысячи, .кости простой — 75 тысяч, кости жженой — до 600 тысяч пудов.
Через Оренбург в Казахстан шли различные товары фабрично-заводской промышленности ИЗ России. Структура торгового оборота по ассортименту свидетельствует как о колониальном характере торговли, так и об углубляющемся разложении натурального хозяйства кочевого скотоводства. Многие отходы скотоводства, которые ранее просто выбрасывались, теперь превращались в предмет торговли, сбыта (кишки, рога, копыта).
Из ближайших к России центров торговли с Казахстаном важное значение имел также г. Троицк, насчитывавший в 1910—1911 годах 485 торговых заведении с товарооборотом в 6 249 000 рублей. Обороты менового двора в нем достигали 4 млн. рублей. Крупное торговое значение этого пункта объяснялось тем, что он находился на главном транзитном пути из Казахстана и среднеазиатских ханств в Россию, значителен был вывоз окота и продуктов скотоводства в Центральную Россию из Тургайской области. По данным обзоров областных управлений за первое десятилетие XX века, он вырос с 9 до 14 млн. рублей. Из Уральской области тот же вывоз составлял в 1901 году около 8 млн. рублей, в 1915 году —9,6 млн. рублей.
В Северо-Восточном и Центральном Казахстане главное торговое значение имел г. Петропавловск. С окончанием строительства Западно-Сибирской железной дороги он стал в Северном Казахстане основным пунктом отправки и прибытия товарных грузов. В 1911 году его торговые обороты достигли 23 млн. рублей. К Петропавловску подходили важнейшие в Северо-Восточном и Центральном Казахстане торговые пути — из Акмолинска и Атбасара. В 1911 году в Акмолинской области было больше 200 ярмарок и торжков, торговые обороты которых достигли 16 млн. рублей. Из общей суммы ярмарочного сбыта скот и продукты скотоводства составляли более 70 процентов. В 1912 году из Акмолинской области было вывезено скота и продуктов скотоводства на 23,5 млн. рублей. В Петропавловском уезде действовала одна из крупных ярмарок (Теинчикульская). В результате через Петропавловск проходила основная масса скота и животноводческой продукции из степной глубинки, а также многие товары из Китая, направлявшиеся в российские губернии.
Крупным торговым центром в северо-восточном Казахстане являлся и г. Семипалатинск. К нему стягивались из всего Восточного Казахстана и из Семиречен-ской области скот и скотоводческое сырье, которое дальше отправлялось по Иртышу и сухопутными путями в Омск и Петропавловск. Этим же путем направлялись и товары, шедшие из Китая (скот, шерсть, шкуры, меха, чай и др.). Здесь же происходила разгрузка почти всей массы товаров, прибывших из России для обмена с населением Казахстана и Китайской провинции Сипь-цзян в города Чугучак, Кульджу, Кобда, Булун-Тохой и Другие.
Крупные торговые обороты развивались в Сыр-Дарьинской области, которая экономически тяготела к такому крупному торговому центру, как Ташкент, и административно была с ним связана. ЛВесь торговый оборот области в 1910 году (вместе с Ташкентом) достигал 105 млн. рублей, считая ввоз приблизительно в сумме 55—60 млн. рублей, вывоз — 25 млн. и внутреннюю торговлю скотом — 25 млн. рублей. Из Сыр-Дарьинской области вывозились сотни тысяч пудов шерсти и кож, десятки тысяч пудов овчин и мехов, сотни тысяч пудов риса, большое количество рыбы, а из Европейской России в огромном количестве ввозились мануфактурные товары, металлические изделия, лес и изделия из древесины, сахар и другие товары (в год овыше 400 тыс. пудов сахару, свыше 800 тыс. пудов леса и изделий из древесины).
Таковы главнейшие артерии, по которым чем дальше, тем оживленнее циркулировала торговая жизнь Казахстана, которые все больше объединяли экономически воедино его разрозненные территории, связывая их с Центральной Россией. Так Казахстан экономически включался во всероссийский рынок, так он был превращен в рынок сбыта и источник сырья для промышленных центров России. Через российский рынок часть продукции Казахстана попадала за границу. Как уже отмечалось, торговля в Казахстане носила колониальный характер, широко практиковался неэквивалентный обмен, который в сочетании с ростовщичеством, незаконными поборами и прямым грабежом тяготели над экономикой казахского народа.