Эксплуатация трудящихся казахского аула в предреволюционный период представляла смесь феодально-ростовщических и капиталистических форм и методов с использованием форм, унаследованных от экономических и бытовых отношений родового строя. Такие, например, бывшие общинные отношения членов рода, как асыр, саун, сбага и тому подобное, были узурпированы феодалами в свою пользу и превратились в феодальную ренту и в кабально-ростовщическую аренду скота (саун). Баи-феодалы эксплуатировали трудящихся также путем найма в качестве батраков (жатаки). Все это приукрашивалось и маскировалось идеологическим покрывалом «родственной милости» богатого скотовода бедному сородичу. Особенно жестокой эксплуатации подвергались выходцы из чужих родов (крме). В эксплуатации трудящихся аула баи-полуфеодалы имели покровителей в лице колониальной администрации царизма. Занимая высшие посты в аппарате колониальной администрации, баи использовали свое положение и связи для внеэкономического принуждения трудящихся казахов.
Распространенной формой эксплуатации трудящихся казахского аула баями-полуфеодалами был «саун», которой подвергались так называемые «консы». «Консы» — это обедневшие скотоводы, которые не могли самостоятельно кочевать и кочевали с баями овоего рода. Бай, пользуясь маломощностью «консы», давал ему свой скот для временного пользования молоком, шерстью и т. п.; это называлось «саун», «жун-беру» и т. п. Таким путем бай-полуфеодал обеспечивал свои огромные стада необходимой рабочей силой. Скотоводы-бедняки, пользуясь «сауном», «жун-беру», попадали в полную кабалу к баю, платили ему трудом, продуктами. Так, будучи некогда формой родовой взаимопомощи, саун, как и другие категории родовых отношений, видоизменились и превратились в форму феодальной и кабально-ростовщической эксплуатации.