Отношения собственности в казахском ауле в предреволюционный период представляли сложную и своеобразную систему. У казахов с незапамятных времен существовала частная собственность отдельных лиц (семей) на жилище, домашнюю утварь, одежду, скот, продукты скотоводства, сельхозинвентарь и т. п., но пастбища и прочие земельные угодья вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции продолжали находиться в общинном пользовании и считались общей собственностью определенного рода, как и у пастушеских племен (родов) первобытно-общинного строя. Между тем казахский род и, следовательно, так называемое общинно-родовое землепользование, по существу, по своей социально-экономической природе уже давно подверглось коренным изменениям. Без учета и анализа характера собственности на средства производства вообще и особенно на землю нельзя понять сущности общественно-экономического строя, форм быта в противоречий в казахском ауле, а также особенностей и сложности его социалистических преобразований. Как раз недооценка или неправильное толкование существа собственности на землю и скот были причиной того, что и в исследовательской литературе имелось извращенное толкование общественно-экономического строя дореволюционного Казахстана.
Характер земельного строя, который застала Великая Октябрьская социалистическая революция в Казахстане, выражал многовековую и сложную эволюцию скотоводов-казахов, все те социально-экономические наслоения, которые общинная земельная собственность приобрела в процессе своего исторического развития, начиная с первобытных времен.
Известно, что первой формой собственности первобытных кочевых пастушеских племен, наряду с продуктами земли, была земля — «великая лаборатория, арсенал, доставляющий и средства труда, и материал труда, и место поселения», хотя пастушеские племена и не фиксировали своей собственности на землю. Земля первоначально была неограниченной; кочевые пастушеские племена постоянно перегоняли свои стада с места на место, временно занимали и использовали те или иные встречающиеся им земельные участки под пастбища и жилища. К. Маркс указывает, что первоначально в собственность превращается движимость — продукты земли, в том числе и прирученные животные, — но это предполагает и собственность на землю «либо для постоянного места жительства, либо для переселения с места на место, либо как пастбища для животных и т. д.». Поскольку первой предпосылкой присвоения первобытными людьми объективных условий их жизни и деятельности, посредством которой эта жизнь воспроизводилась, была их естественно сложившаяся общность, коллектив, то и собственность на землю (как и на другие средства производства общего пользования и на продукты совместного труда) была общей, коллективной; каждый индивид был только соучастником собственности с другими членами коллектива. К. Маркс указывает, что у пастушеских племен «общность по племени, естественная коллективность появляется… как предпосылка коллективного присвоения (временного) и использования з е м л и». Указанная в данном случае первобытная общинно-родовая (племенная) собственность пастушеских родов (племени) на землю по существу имелась у казахов-кочевников в далеком прошлом, но ее следы, ее более или менее модифицированная форма сохранились вплоть до социалистических преобразований, совершенных после Октябрьской революции.