Великая Октябрьская социалистическая революция застала в Казахстане чрезвычайно отсталую материально-производственную базу/Среди коренного населения преобладало натуральное хозяйство на базе экстенсивного кочевого скотоводства, для которого типичен низкий уровень производительных сил) Кочевое скотоводство, имевшее вековую давность, сохранялось у казахов вплоть до проведения на основе социалистических преобразований
Советским государством массового оседания кочевников в 1929—1935 годах. Еще в 1930 году в Казахстане существовало свыше 560 тысяч кочевых и полукочевых хозяйств с населением более 2 миллионов человек. В предреволюционном Казахстане только чисто кочевых скотоводческих хозяйств, так называемых кошпелинцев, к которым принадлежали большие родовые группы адайцев, табынцев, шектинцев, шомекейцев, насчитывалось около 130 волостей, на каждую из них приходилось в среднем по 1 500 хозяйств, а всего их было около 200 тысяч хозяйств с населением 800 тысяч — 1 миллион человек. Они занимали большие пространства юга, юго-запада и центра Казахстана и кочевали круглый год.
Кочевое скотоводство Казахстана отличалось низким уровнем производительных сил и сильной зависимостью от естественных условий, оно систематически подвергалось опустошительным джутам, во время которых происходила массовая гибель скота, от которых жестоко страдали прежде всего казахские трудящиеся массы.)
Особенность, которая, согласно Марксу, присуща сельскому хозяйству в целом—сочетание экономического воспроизводства с естественным, — более всего типична для кочевого скотоводческого хозяйства. В кочевом скотоводстве особенно тесное переплетение экономических процессов воспроизводства с естественными процессами воспроизводства имеет место потому, что пастбище — главное условие хозяйствования скотовода — воспроизводится естественным путем: отсутствует не только его обработка, искусственное производство кормовых средств, но и сохранение их запасов. В отличие от земледельца скотовод-кочевник не производит корма для скота, а, передвигаясь со своим стадом по пастбищу, скармливает скоту естественно произрастающие травы. Однако кочевое хозяйство, несмотря на огромную роль в нем естественных факторов, представляет собой уже весьма сложный процесс труда, оно является довольно развитым экономическим процессом производства и воспроизводства.
Выращивание скота требует затраты труда, направленного на использование естественных процессов воспроизводства стада. В кочевом производстве происходит правильное, по временам года, перемещение людей и стад, в зависимости от состояния использования пастбищ и водных источников. К этому приспособлена как экономика, так и вся жизнь и быт кочевника: состав стад, переносные жилища-юрты и др. Человек уже не просто и прямо собирает для потребления готовые продукты природы, как при охоте или собирательстве, а использует травы пастбищ для скармливания их животным, чтобы произвести себе средства существования. Иначе говоря, скотовод производит (разводит) скот для удовлетворения своих потребностей. К. Маркс отмечает, что скотоводы-кочевники, передвигаясь по земле, «ее используют как пастбище… на ней кормятся стада, которыми, в свою очередь, существуют пастушеские народы».
Зависимость человека от природы при кочевом скотоводстве опосредствована его зависимостью от разводимого скота, который в свою очередь зависит от земли, могущей быть использованной в качестве пастбища. Воспроизводя скот, человек своим целесообразным трудом активно приспособляет природу к своим потребностям. Он затрачивает труд на освоение сезонных пастбищ, защиту кочевья, охрану путей перегона скота, стада и водопоев, рытье водоемов и колодцев, перегон скота с целью расчетливого стравливания пастбищ и оберегания трав и т. д. Однако, при всем этом, передвигаясь вместе со своим скотом по готовому пастбищу, вместо того, чтобы производить корм для скота, скотовод продолжает оставаться в чрезвычайно большой зависимости от естественных условий.