С конца 1922 года началось трестирование предприятий. К этому времени относится создание Илецкого и Павлодарского соляных трестов, Аральского и Каспийского рыбтрестов; Алтайский свинцово-цинковый трест, объединивший Риддерские и Зыряновские рудники и Экибас-тузские каменноугольные копи; предприятия некоторых видов промышленности, как, например, полиграфической, кожмеховой, металлообрабатывающей, объединились в губернские тресты, подведомственные местным органам народного хозяйства. Объединения и тресты были окончательно оформлены на основе общесоюзных декретов о трестах от 10 апреля 1923 года и 13 июля 1923 года, определивших новую организационную структуру промышленности, соответствующую условиям новой экономической политики, и закрепивших хозяйственный расчет в промышленности. Тресты в зависимости от значения и характера объединяемых ими предприятий делились на четыре группы. К первой и второй группе относились тресты, объединявшие крупные предприятия угольной, нефтяной и металлургической промышленности. Они были подчинены ВСНХ РСФСР. К третьей группе — тресты, объединявшие кожевенные, пищевые и т. п. предприятия. Они были подчинены Кирпромбюро ВСНХ, затем ЦСНХ КАССР. iK четвертой группе — предприятия местного значения, подчиненные губсовнархозам.
После упразднения Кирревкома и оформления конституционных правительственных органов Казахстана Кирпромбюро было реорганизовано в Центральный Совет народного хозяйства республики (ЦСНХ). Кирпромбюро ВСНХ и его местные органы объединяли 175 промышленных предприятий, из них сданы были в аренду капиталистам сроком от 2 до 5 лет 40 предприятий — мукомольные, кожевенные, ткацкие, по добыче соли и другие. Об удельном весе арендованных предприятий можно судить по соотношению между количеством рабочих и служащих, работавших на госпредприятиях и арендованных предприятиях. Из всего количества рабочих и служащих 84 процента работало на государственных и 16 процентов — на арендованных предприятиях. Но если принять во внимание только цензовые предприятия (16 рабочих с механическим двигателем и 30 рабочих без механических двигателей), то среди действующих 90 предприятий 75, или 83,3 процента, принадлежало государству, 9, или 10 процентов,— кооперации, 6, или 6,7 процента,— частным лицам. Количество рабочих в первых предприятиях равнялось 8 407, или 95 процентам, во вторых — 260, или 3 процентам, в третьих — 131, или меньше 2 процентов всего количества рабочих.
Из приведенных данных видно, что восстановление промышленности было начато на основе ведущей роли государственной социалистической промышленности.