1907 г., январь.
РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ
Пролетарии всех стран, соединяйтесь:
ЧЕРНОСОТЕННЫЕ ПАРТИИ.
«Бей жидов, студентов и демократов!», «Пусть самодержавие будет таким же, каким было встарь!», «Пусть выборы в Государственную думу производятся на исконном русском со словно-бытовом начале!». Вот возгласы, раздающиеся из рядов черносотенных партий, особенно союза русского народа, русского собрания, монархической партии, партии правого порядка. Ясно, к чему стремятся черносотенцы: они хотят задушить освободительное движение, восстановить самодержавие, устроить такую Думу, которая не только не имела бы никакой власти, но в которой даже и голоса народа не было бы слышно, а говорили бы только люди привилегированных сословий—дворяне, духовенство, ну и, пожалуй, еще иногда богатые купцы и фабриканты. Чтобы добиться всего этого, чтобы заставить народ отказаться от борьбы за землю и волю, черносотенцы под покровительством полиции устраивают погромы, собирая и вооружая… черносотенных дружинников.
Кто составляет черносотенные партии? Прежде всего богатейшие помещики — пуришкевичи, самарины, графы конов-ницыны, графы дорреры. Эти помещики привыкли вести в своих имениях хозяйство так же, как при крепостном праве: они заставляют крестьян обрабатывать помещичью пашню за долги или за арендуемую ими землю — это все равно, что отбывать барщину. Кроме них, сюда примыкают разоренные дворяне, прокутившие свои имения и ищущие подачек от казны,— настоящие старые, облезлые псы, бессильно тявкающие и трясущиеся. Наконец, сюда принадлежат еще и ловкие дельцы, готовые на чужие деньги затевать для своей наживы темные дела. Все это — тунеядцы, живущие на народной счег и из страха потерять все свое ничем не заслуженное богатство цепляющиеся за самодержавие, всегда их охранявшее.
Рядом с крайними черносотенцами стоят черносотенцы умеренные — союз 17 октября. Этот союз состоит главным образом из капиталистов-фабрикантов, заводчиков, купцов. Во время выборов в первую Государственную думу они хотели привлечь на свою сторону приказчиков и конторщиков, своих служащих. Из боязни ослушаться своих хозяев многие записались в союз, но, понимая, что интересы наемных служащих противоположны интересам хозяев, на деле подавали голоса не за кандидатов союза 17 октября.
Капиталисты дрожат за свое существование и свои капиталы. Они боятся торжества крестьянства, а в особенности рабочего класса, потому, что страшатся за свои прибыли, получаемые за счет пота и крови рабочих. Для них страшна революция сама по себе, потому что она уменьшает их барыши. Подавить революцию, задушить ее, смирить мятежное крестьянство и крамольный пролетариат в их интересах. И потому Гучков доволен разгоном первой Думы и одобряет введенные правительством решительные суды из офицеров, присуждающие революционеров к немедленной казни, нередко осуждающие на смерть и ни в чем неповинных, случайно попавшихся людей. Октябристы — ожесточенные, смертельные, непримиримые враги рабочего класса, крестьянства, всей городской демократии, потому что они, как капиталисты, алчно эксплуатируют весь народ.
Но, вместе с тем, они понимают, что оставить в целости старое самодержавие не в их интересах. Ведь самодержавие служит интересам крепостников, грубых хищников, а капиталисты — хищники более тонкие, знающие, что надо дать овце обрасти шерстью и потом уже ее стричь. Японская война, начатая прямо в интересах паразитов, памятна октябристам, и потому они хотят часть власти прибрать в свои руки. Об уступках рабочим и крестьянам они и не думают, повторяют только общие фразы о том, что будут заботиться о народе,—и больше ничего. Они хотят иметь в Государственной думе большинство за собой, хотят взять тогда в свои руки всю власть. И тогда они согнут всех в бараний рог, будут бить и дубьем и рублем. То же, что представляет собой союз 17 октября,— торгово-промышленная партия.
Все черносотенные партии — и октябристы в том числе — непримиримые враги народа. С ними надо бороться всеми силами. Их надо сломить без пощады. Кто же наиболее грозный их враг? Пролетариат. – Крепостник-помещик, ловкий делец-капиталист — все они основывают свое благополучие на угнетении, всякой эксплуатации. Рабочие — враги всякого угнетения, всякой эксплуатации. Главная конечная цель рабочего класса — полное уничтожение всякой эксплуатации, торжество социализма. Стремясь к этой великой цели, рабочий класс борется за полную свободу, за землю и волю для всего народа, потому что это облегчает торожество социализма. Поэтому нет самоотверженнее борца за освобождение, чем рабочий класс. И потому партия, выражающая интересы рабочего класса, последовательнее других^партий ведет борьбу за освобождение. Такая партия — Российская социал-демократическая рабочая партия. Граждане! Голосуйте На Выборах в Государственную думу за кандидатов Российской социал-демократической рабочей партии!
Издание Омского комитета РСДРП.
ЦГИА КазССР. ф. 64, д. 507. л. 14.