В специфических условиях Казахстана политотделы уделяли большое внимание осуществлению мероприятий Коммунистической партии и Советского правительства, направленных на ликвидацию кочевого быта и создание оседлого колхозного аула и на решительное выкорчевывание остатков феодально-родового быта среди казахского населения. В частности, ликвидируя извращения коллективизации в кочевых и полукочевых районах, политотделы в этих районах восстанавливали ТОЗы, несвоевременно переведенные на устав сельхозартелей. Это сопровождалось передачей большого количества скота в личное пользование членов объединения и другими мероприятиями по обеспечению колхозников скотом.
Опираясь на партийно-советский и колхозный актив, политотделы МТС организовали помощь со стороны передовых колхозов оседающим казахским хозяйствам. По почину политотдела Полудинской МТС (бывшей Карагандинской, ныне Северо-Казахстанской области) были проведены конференции передовых колхозников, на которых выносились решения о хозяйственном устройстве кочевников-бедняков. На воскресниках колхозники ремонтировали квартиры, дома, скотные дворы для оседающих кочевников, выделяли им продовольственную помощь, сено для личного скота. Также принимались обязательства о приглашении в передовые колхозы радиуса той или иной МТС кочевников-казахов других районов. Так, к 24 ноября 1933 года колхозники зоны Полудинской МТС приняли и хозяйственно устроили 353 хозяйства кочевников вместо 250 по обязательству. Аналогичные начинания проводились передовыми колхозами других МТС Казахстана. В этом проявлялась братская помощь русского парода казахскому народу в организации оседания.
Коммунистическая партия, оберегая социалистическое содержание колхозов, строго следила за тем, чтобы в них правильно сочетались государственная собственность с групповой колхозной собственностью, а также общественная собственность колхозов с личной собственностью колхозников. В колхозах решающие средства производства (земля, машины) принадлежат государству, а продукция производства составляет собственность самих колхозников. Последнее объясняется тем, что труд в колхозах свой собственный, а землей, которая передана колхозам в вечное пользование, колхозы распоряжаются фактически, как своей собственностью, несмотря на то, что они не могут ее продать, купить, сдать в аренду или заложить. Утверждая и закрепляя общественное хозяйство колхозной артели, как главное и решающее, примерный Устав сельхозартели учитывает и личные интересы колхозников. Он допускает существование личного хозяйства колхозников как подсобного к основному общественному хозяйству сельхозартели. Это яркий образец сочетания общественных и личных интересов колхозников, подчинения их личных интересов общественным интересам.