Так как в основном осложнения обусловлены развитием тех или иных соматических расстройств, терапия их в первую очередь должна быть направлена на устрапенне этих нарушений. Следует придерживаться основного принципа — поддерживать (по возможности) постоянство внутренней среды организма (нормализация кислотно-щелочного равновесия, газового состава крови, углеводного, водно-электролитного обмена). Наряду с этим всем больным с церебральными осложнениями назначали дегидратационную терапию с использованием гипертонических растворов глюкозы, сернокислой магнезии, а также мочегонных средств до получения резкоположительного диуреза в первые сутки и при строгом контроле за введением необходимых организму суточных количеств жидкости. Медикаментозная терапия включала сосудорасширяющие средства (диафиллин, папаверин); средства, уменьшающие проницаемость сосудистой стенки (рутин, цитрин, витамин С), гормональные препараты (кортизон, пред-низолон). Особенно эффективен при отеке мозга гидрокортизон (для взрослого по 100 мг 4 раза в сутки внутримышечно в первые 2 дня, далее по 75 мг 4 раза в сутки в следующие 2 дня и так далее со снижением дозировки до 25 мг 4 раза в сутки также в течение 2 дней). Мы широко применяем средства, улучшающие обменные процессы в тканях мозга и нейтрализующие продукты распада белка (АТФ, глютамнновая кислота, глюкоза с инсулином и комплекс витаминов — С, Bi, Вб, В12, В15). Большое значение имеет регионарная кранио-церебральная гипотермия для уменьшения потребности в кислороде клеток коры головного мозга.
Помимо указанных основных принципов, лечение церебральных осложнений в послеоперационном периоде зависело от их характера и степени комы. Прп неврозоподобных расстройствах показаны транквилизаторы (андаксин, седуксен), нейролептики мягкого действия (пипольфен), бромиды и снотворные (лучше не барбитуровые), вдыхание смеси закиси азота и кислорода, при неглубоких сопорозных состояниях без судорожного синдрома, но с выраженным возбуждением эффекта седативная терапия.
При состояниях глубокого сопора и различных степенях комы, когда имеются те или иные расстройства дыхания, необходимо перевести больного на управляемое дыхание. В первые 2—3 суток оно может осуществляться через интубационную трубку, а затем при установлении диагноза необходимо наложить трахеостому. Длительную вспомогательную или искусственную вентиляцию мы проводили с помощью респиратора «Энгстрем», контролируя показатели гемодинамики, кислотно-щелочного равновесия и насыщения кислородом артериальной и венозной крови.
При длительной вентиляции обычно прибегали к анальгезическому наркозу закисью азота с кислородом и воздухом в соотношении 2:1:1, так как он способствует развитию охранительного торможения.
Мышечные релаксанты применяли больным с судорожным синдромом, который нельзя снять наркозом, и больным, которым не удавалось навязать ритм дыхательного аппарата. В основном назначали тубокурарин общей дозой от 50 до 125 мг в сутки (в среднем 3—5 мг на 1 кг веса больного). Прп пспользовании таких доз релаксантов в течение 5—6 и даже 10 суток осложнений мы не наблюдали. При выходе больных из сопорозного и коматозного состояния применяли симптоматическую и седативную терапию.