Здоровье цены не имеет

По подсчетам, сделанным Всемирной организацией здравоохранения, ликвидация натуральной оспы принесла человечеству экономический эффект, равный более чем 10 миллиардам долларов. А можно ли выразить в деньгах 20 миллионов спасенных человеческих жизней и 150 миллионов, которые избежали болезни?

Здоровье цены не имеет. Внутренне нелегко подыскивать ему эквиваленты в денежном выражении. Это противоестественно. И все же необходимо, хотя бы для того, чтобы еще раз привлечь внимание к месту здравоохранения и медицины в экономике.

Н. Г. Чернышевский писал, что «труд доктора действительно самый производительный труд, — предохраняя от болезней или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все те силы, которые погибли бы без его забот». Едва ли надо доказывать, что это можно отнести и к среднему, и к младшему медицинскому персоналу. Причем, если перевести слова Н. Г. Чернышевского на язык политэкономии, то здоровье и человеческая энергия являются материальной основой рабочей силы. Почему же труд медиков не считают участием в материальном производстве?

Может показаться, что в подобных теоретических рассуждениях мало смысла. Между тем сегодня со слесаря общество спрашивает меньше, чем с медицинской сестры, а даст ему значительно больше. Это уже не теория, а действительность.

Практически это выражается в том, что, например, существуют санатории для колхозников, нефтяников, шахтеров, машиностроителей и других производителей материальных благ. Но нет специальных санаториев для медицинских работников.

В стране, как недавно отмечено в «Огоньке», нет ни одной больницы, имеющей свой детский сад. Бывшие медсестры, перейдя на работу в систему торговли, гостиницу или на текстильную фабрику, получают путевки на курорт и устраивают своих детей в садик быстрее. . .Из письма одной медсестры: «. . . чувство материальной безысходности преследует «денно и нощно» . . . Почему сестру милосердия выбросили за черту бедности? » Другой фрагмент из письма группы медицинских сестер: «Трудимся сутками, по две ночи подряд, три дня по 12 часов подряд. Практически без выходных. В некоторых семьях до развода доходит».

Проблема ясна как будто всем. Вот ее освещение с двух точек зрения — писателя и организаторов здравоохранения. Нередко их взгляды не совпадают. А в этом вопросе?

Писатель Пауль Куусберг в романе «Капли дождя» пишет: «. . . Зарплата у санитарок и сестер маленькая. У скотниц, свинарок и телятниц заработки крепко (разрядка наша — н. э. ) возросли, должны бы подняться и у тех, кто за людьми приглядывают. . . Если производство — это все, то негоже забывать, что без человека ни корова не доится, ни свинья бекона не нарастит, без человека из поросенка даже обычной свиньи не вырастет».

О. П. Щепин, Г. И. Царегородцев, В. Г. Ерохин в интересной монографии «Медицина и общество» развивают этот тезис. Как они отмечают, «получается, например, что труд врача, направленный на укрепление здоровья людей и продление их жизни, имеет меньшую ценность, чем труд работников промышленности, выпускающей винно-водочные и табачные изделия». Авторы книги считают, правда, что рассматриваемую проблему трудно решать «с ходу». В то же время социальную значимость труда медицинских работников нельзя ставить в зависимость только от постулатов политической экономии.


Другие записи: