Нестабильные L-формы

Позднее на смену бактериальным формам приходят нестабильные L-формы, в которых биологические изменения еще не закрепились окончательно и при изолировании их из-под влияния макроорганизма, который в данном случае является мощным L-транс-формирующим фактором и индуцирует эти изменения, удается наблюдать возвращение их к исходной бактериальной форме, т. е. реверсию штаммов в микобактерии BCG.

У части штаммов эти изменения прогрессируют и наследственно закрепляются. Через год в организме вакцинированных детей с неосложненным вакцинным процессом вакцина BCG продолжает персистировать в виде условно-стабильных L-форм.

Некоторые из них оказываются менее стабильными и после большого числа последовательных пересевов и пассировании через организм чувствительного животного могут дать реверсию, другие же стойко сохраняют способность воспроизведения в виде типичных L-колоний и обладают способностью длительно персистировать в таком состоянии.

Несмотря на то, что в 3-й возрастной группе нам удалось получить всего лишь 2 ревертанта в одном и том же наблюдении у 13-летнего ребенка, мы придаем этому обстоятельству чрезвычайно важное значение, ибо оно указывает на возможность длительного сохранения L-формами BCG потенциальной способности возвращения в исходное бактериальное состояние. Следует отметить, что получение в этом случае реверсии L-форм в бактериальные варианты оказалось чрезвычайно трудным, оно было достигнуто только после 28—34 пассажей in vitro с последующим проведением пассажа через организм морской свинки, что указывает на далеко зашедший и закрепившийся процесс L-трапсфор-мации. Тем не менее даже столь глубоко измененные штаммы сохраняли способность вызывать у морских свинок иммунные морфологические реакции и стойко сохранять свою авирулептность.

Неосложненный вакцинный процессШирокое клиническое, патологоанатомическое и экспериментальное изучение живой вакцины BCG показало, что вакцинный процесс при туберкулезе — это искусственное воспроизведение «малой болезни» с присущей ей лимфоидно-ретикулярной пролиферацией и формированием продуктивного ограниченного туберкулезного воспаления с последующим рассасыванием [Тарасович Л. А., 1927; Тогунова А. И., 1932-1971; Пузик В. И, 1944-1966; Рапопорт Я. Л., 1957; Салов В. Ф., 1967; Митинская Л. А.и др., 1972].

В литературе, однако, нет сведений о характере тканевых реакций, формирующихся у вакцинированных детей на различных этапах L-трансформации вакцины BCG. Морфологические реакции, вызываемые L-формами BCG, также неизвестны. Лишь С. Xalabarder (1970) указывает, что у морских свинок, зараженных L-формами вакцины BCG, наблюдается гломерулонефрит.

Характеристика тканевых реакций иммунитета, развивающихся у детей в ответ на внутрикожную вакцинацию, нами представлена в возрастном аспекте и в связи с L-трансформацией вакцины BCG, описанной в предыдущей главе.

При этом подробно проанализированы патоморфологические изменения в месте введения вакцины и в регионарных лимфатических узлах (левых подмышечных), в которых выявлены различные фазы L-трансформации BCG. Тканевые реакции, возникающие через 2 нед — 4 мес после внутрикожной вакцинации новорожденных, когда у них выявлемакрофагов, фибробластов и лимфоидно-клеточной инфильтрацией.


Другие записи: