На фоне неразработанности вопросов психологии труда, особенно женского, было бы крайне важно научно объективизировать целесообразность работы женщин по той или иной врачебной специальности. Сегодня в этом — самотек.
Можно предположить, что там, где особенно необходимы нежность, теплота, скажем, в педиатрии, женщины могут принести наибольшую пользу. Не ясно для меня их место в хирургии, хотя тяга женщин к ней, например среди американских врачей, за последние годы растет.
К слову сказать, попытка изучения этого вопроса в США показала, что в настоящее время женщины в первую очередь отдают предпочтение анестезиологии, педиатрии, общей, профилактической и реабилитационной медицине.
Они предпочитают жизнь в городе, пациентов своего пола и несовершеннолетних. Относительно больше времени, чем мужчины, они уделяют больному на приеме, избегают общественной работы, более равнодушны к престижности. Обращает внимание, что во всех врачебных профессиях их производительность труда ниже, чем у мужчин.
В советском здравоохранении женщины занимают и будут занимать в дальнейшем большое место. Удельный вес женщин, судя по всему, имеет отчетливую тенденцию роста и в медицине зарубежных стран.
Надо поэтому искать пути, при которых в меньшей мере возникали бы коллизии между семьей и медициной. Искать. А не ограничиваться констатацией того, что у мужчин и женщин равные права. Права-то равные, а обязанности и реальные возможности разные. Это понимают здоровые. Когда же больной приходит к врачу, ему до этого дела нет. И не должно быть.