В настоящее время на медицинский факультет могут практически поступить в основном лишь те, кто поработал до этого в лечебно-профилактическом учреждении.
Эти новые правила приема, конечно, уменьшают возможность ошибки при выборе профессии. Такие люди лучше подготовлены к запахам и язвам, гною и крови, страданиям и смерти. Наверное, читать об этом неприятно, но еще тяжелее столкнуться со всем этим неожиданно. Будущий врач не должен себя готовить только к розам.
По данным, приведенным профессором О. П. Щепиным при выступлении в Таллинне, в ГДР 40 процентов абитуриентов, поработав на медицинском поприще 2 года, оставляют желание стать врачами.
В связи с новыми правилами приема возникли и новые проблемы. Так как без медицинского стажа может быть принято примерно 20 процентов абитуриентов, многие, даже медалисты, и особенно юноши, предпочитают не рисковать и поступать в другие высшие учебные заведения, где не требуется предварительная профессиональная подготовка. Складывается парадоксальная ситуация: в медицину идут люди с соответствующим стажем, но не во всем лучшие. Не случайно Министерство здравоохранения СССР уже поставило вопрос об устранении этого «перекоса».
Во Франции (например, в Лионе) пригодность к врачебной деятельности проверяют уже после поступления на медицинский факультет, применение тестов приводит после первого курса к отсеиванию чуть ли не половины студентов.
Примерные проценты отсева студентов с первого и второго курсов (без тестирования) у нас значительно ниже. Они известны. Не рационально ли набирать большее число абитуриентов с тем, чтобы отбор лиц, годных для медицины, осуществлялся уже в процессе учебы? Если медицина не дается, едва ли надо такого человека «тянуть» до седьмого курса с тем, чтобы затем выдать ему диплом фельдшера. Не слишком ли это расточительно: средний медицинский работник с семилетней подготовкой? ! Такие вопросы следует решать не позже третьего курса. И, конечно, следует использовать также тесты.
В США при профессиональном отборе широкое применение нашел «Миннесотский многофазный личностный тест», или сокращенно MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory), который уже к 1960 году был переведен на 16 языков. В том числе и на русский. . .Существует и другая, не менее актуальная проблема: требования, предъявляемые к психиатру и лаборанту, врачам отделений реанимации и реабилитации, различны. Поэтому должен бы существовать профотбор и в самих вузах с тестированием и привлечением психологов — вопрос, который, насколько известно, вообще не обсуждается.