Существует еще один фактор неудовлетворенности медициной — ее несовершенство. Бывало, выдающиеся врачи, осознав и не сумев перенести его, бросали медицинскую деятельность, а некоторые кончали жизнь самоубийством. Верно, это крайние и, к счастью, не столь уж частые случаи. А многим из нас приходится мириться с ошибками из-за того, что диагноз трудно или невозможно поставить, и с тем, что болезнь не поддастся лечению.
За несовершенство медицины спрашивают с врача. Разве может стать легче от понимания того, что она не всесильна? Да и кто хочет это понять? Особенно если лишаешься близкого человека. А быть в ответе трудно. Но ведь так уж устроен каждый из нас, что кто-то должен ответить.
В 1950 году в Ленинграде была защищена диссертация, в которой было проанализировано 1854 акта судебно-медицинских экспертиз по обвинению врачей на протяжении 25 лет. Напомню, что речь идет о времени, когда либерализмом отнюдь не злоупотребляли. Оказалось, что в 80 процентах случаев обвинения были либо вообще не обоснованы, либо неблагоприятный исход зависел от несовершенства медицины.
Зарубежные исследования показывают, что и в настоящее время, несмотря на все достижения науки, в 5 процентах случаев, то есть у каждого двадцатого пациента, диагноз оказывается вне возможностей даже лучших врачей. Есть болезни, которые диагностировать можно, а излечить нельзя. Всегда ли в свете этого отрицательные суждения о врачах справедливы? Нет. И утверждаю это я не из чувства корпоративности. Убежден: некоторых врачей критиковать мало — от них надо избавляться. От этого выиграют все: и здоровые, и больные. И медицина.
Надо, однако, решительно противостоять некомпетентным суждениям, особенно о врачебном профессионализме, в которых личное впечатление публично выдается за истину в последней инстанции. Ведь большинство врачей все же, в большей или меньшей степени, но профессионалы, нормальные люди, которые стремятся в своем деле к хорошему, а не к плохому. Нет ли перекоса в том, что, по данным Министерства здравоохранения СССР, в 1987 году из публикаций о медицине в широкой прессе 93 процента носили отрицательный характер?