Проблема гистологического строения внутриглазных опухолей имеет существенное практическое значение.
Ввиду сложности эмбриогенеза и структурного разнообразия тканей в глазу трудно прийти к окончательному заключению в отношении природы тех или иных опухолей в нем. Это осложняется еще и тем, что по вопроса м, касающимся эмбриогенеза оболочек в глазу, нет еще общепринятого мнения, например продолжает оставаться спорной природа хориоидеи, в которой возникает большинство внутриглазных опухолей, природа хро-матоформного пигмента и т. д.
Об опухолях сетчатки издавна существовало представление как об опухолях глиальной природы, вследствие чего их и называли всегда «глиомами». В последнее время это наименование сменилось еще менее определенными терминами: «ретинобластомы», «ретиноцитомы», которые не вносят в сущности ничего нового к представление об их природе и гистогенезе.
Что касается подавляющего большинства внутриглазных опухолей, локализующихся в сосудистом тракте глаза, их до последнего времени принято было относить к саркомам. Несмотря на наличие в литературе обширного морфологического материала, противоречащего атому представлению, вопрос о природе данных новообразований не имеет особых сдвигов.
А между тем с данными эмбриогенеза нельзя не считаться. Об этом свидетельствуют, например, опухоли радужной оболочки, в строму которых включены элементы нейроэктодермы в виде пигментного эпителия и двух эктодермальных мышц. Возникающие здесь опухоли бывают пли исключительно нейроэпителиальными, или миоматозными; иногда примесь этих элементов вклинивается в другие структуры, например невусного характера. Большое разнообразие морфологических структур в опухолях хориоидеи можно разделить на более или менее типичные основные группы в зависимости от клеточных элементов, из которых состоит опухоль.
Наиболее часто встречаемой, банальной клеточной формой в опухолях сосудистого тракта следует считать удлиненную, веретенообразную, фибробластоподобную форму, от которой и пошло представление о мезодермальной природе данных опухолей.
Теория Bibbert (1914), которой и до сих пор придерживаются многие авторы, покоится на этих представлениях. Вытянутые клетки опухолей хориоидеи, сплошь и рядом выполненные пигментом. Bibbert считал происшедшими от хроматофор, обильно представленных в глазу в различных стадиях их развития. В отношении хроматофор существовало раньше, да и теперь существует, представление как об элементах мезодермальной природы, несмотря на данные последнего времени об их происхождении из элементов эктомезенхимы.
Н. Г. Хлопин (1946) путем культивирования нейроглиальных тканей получил разнообразные клеточные формы. По его мнению, малодифференцированные нейроглиальные клетки могут приобретать универсальную фибробластоподобную форму. Такого же типа клеточные структуры получены нами в разрастающихся пластах большинства опухолей хориоидеи при культивировании их in vitro.
Итак, наиболее часто встречаемая клеточная форма, из которой состоит большинство опухолей хориоидеи — это удлиненные, фибробластоподобные клетки. Складываясь в пучки, они образуют различные формации, в которых прежде всего обращает на себя внимание мощность этих структур, по которой специалисты-нейрогистологи, даже при отсутствии других признаков, судят о наличии нейроэктодермальной опухоли.
Клетки бывают то более, то менее вытянутыми, нередко принимают чрезвычайно удлиненную форму, иногда узкую, тонкую, с вихревыми взмахами, характерными для так называемой вихревой структуры. Последняя весьма типична и в опухолях хориоидеи наблюдается на столько часто, что мы считаем необходимым остановиться на ней более детально.
На первом плане в подобной опухоли выступают длинные, тонкие, параллельно ориентированные клеточные тяжи, формирующие пучки, расходящиеся вихреобразно. Опухоль обычно целиком построена из таких пучков, но в некоторых опухолях они могут наблюдаться как небольшое включение наряду с другими структурами. Нередко такие опухоли густо пигментные, но они могут быть и слабо пигментированными или даже вовсе беспигментными. Мы относим их к фибриллярным «астроцитомам».