Механизм развития дыхательной недостаточности, особенно острой дыхательной недостаточности при операциях на легких и сердце с искусственным кровообращением, очень сложен и, кроме нарушений дыхательной функции легких, сердечной деятельности, в процесс вовлекаются отрицательные факторы искусственного кровообращения, нарушения в системе крови, тканевом дыхании и т. д. Поэтому понятие «дыхательная недостаточность» должно быть более широким и должно включать «всю систему дыхания». В связи с этим нельзя при определении дыхательной недостаточности применять термин «легочная недостаточность». Это приводит, помимо всего, и к терминологической путанице понятий «легочная недостаточность» и «дыхательная недостаточность»: то считают пх разными понятиями, то, наоборот, принимают за одно и то же. Правильнее, по нашему мнению, рассматривать легочную недостаточность как одну из форм проявления дыхательной недостаточности.
В 1964 г. И. Р. Петров предложил классификацию кислородного голодания.
Вентиляционная форма кислородного голодания включена в «дыхательный тип». Тем самым автор считает эту форму синонимом «дыхательной недостаточности». Таким образом, автор дыхательную недостаточность как бы отделяет от кислородного голодания. Это в принципе неверно, так как цикл дыхания продолжается и после того, как произошел газообмен в легких. Вторым, на наш взгляд, дефектом этой классификации является принципиально неверное отделение обмена кислорода от обмена углекислоты. Это тем более неправильно, что диссоциация оксигемоглобина не может происходить без определенного уровня СО2 в крови (закон Бора). Автором совершенно не отражено состояние кислотно-щелочного равновесия крови, которое также играет очень большую роль в оценке состояния системы дыхания и окислительно-восстановительных процессов в тканях. Третьим большим недостатком предложенной классификации является невозможность разобраться в первопричине нарушений, происходящих в системе дыхания, несмотря на наличие комбинированной формы.
Наиболее существенными недостатками всех классификаций мы считаем следующие:
1) отсутствие единой терминологии. Одни авторы используют термин «дыхательная недостаточность», другие — «аноксия», третьи — «гипоксия», четвертые — «асфиксия» и т. д.;
2) сведение всех классификаций, как бы они ни назывались, к определению гипоксии, т. е. нарушения кислородного бюджета в тканях. Вместе с тем гипоксия тканей — это конечная стадия дыхательной недостаточности. Поэтому, по-видимому, правильнее применять более широкое понятие в нарушении системы дыхания — «дыхательная недостаточность»;
3) отсутствие единого принципа в классификациях дыхательной недостаточности.
В связи со сказанным нам представляется возможным систематизировать существующие классификации дыхательной недостаточности, подчинив их патогенетическому принципу, что дает более широкие возможности раскрытия механизмов развития дыхательной недостаточности.
При определении сущности дыхательной недостаточности необходимо исходить из понятия «система дыхания», включая сюда весь цикл газообмена в организме, начиная от атмосферного воздуха и кончая тканевым дыханием. Только в этом случае можно вскрыть патофизиологические механизмы нарушения дыхания.