За последние десятилетия принят ряд деклараций, кодексов, правил, которые призваны определять этические нормы поведения врачей. Во многих странах существуют национальные медицинские кодексы. Часть документов носит международный характер. К ним следует отнести «Женевскую декларацию» (1948), «Международный кодекс медицинской этики» (Лондон, 1949), «Хельсинкско-Токийскую декларацию» (1964, 1975), «Принципы медицинской этики», одобренные Генеральной Ассамблеей ООН (1982), и др. Необходимо отметить что международные акты по вопросам медицинской этики не всегда учитывают конкретные условия жизни той или иной страны, национальные особенности и т. д. Так, «Женевская декларация», в основу которой положена «Клятва Гиппократа», запрещает аборты, между тем во многих странах они легализованы. Но на этом документе лежит, разумеется, и отпечаток XX века. Так, в декларацию внесены фразы: «Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга», «. . . Даже под угрозой я не использую мои знания в области медицины в противовес законам человечности». Последний тезис, являясь отголоском второй мировой войны, закрепляет положения «Десяти Нюрнбергских правил» («Нюрнбергский кодекс», 1947), в которых подчеркивается недопустимость преступных опытов на людях.
«Международный кодекс медицинской этики» («Международный кодекс по деонтологии»), конкретизировавший ряд положений «Женевской декларации», был одобрен Генеральным директором Всемирной организации здравоохранения. На этот акт наиболее часто ссылаются исследователи проблем медицинской этики в буржуазных странах. В нем обращается внимание на вопросы оплаты врачебной помощи, на недопустимость переманивания пациентов, саморекламы и т. п., что довольно ярко иллюстрирует ряд нравственных сторон врачебной деятельности в условиях частнокапиталистической медицины, ее несоответствие разрабатываемым и рекомендуемым моральным принципам, расхождение между в общем-то правильными этическими установками и социальной действительностью.
Многие прогрессивные зарубежные врачи, такие, как лауреат Нобелевской премии мира А. Швейиер, почетный член научного общества хирургов СССР Р. Лериш, известный педиатр, борец за мир Б. Спок и др., призывали к тому, что болезни людей нельзя превращать в средство наживы, но они не смогли поколебать основ буржуазного миропонимания. Социалистическое общество несовместимо с противоречиями между профессиональным долгом медицинских работников и общественными отношениями. Эти основополагающие принципы предопределяют отсутствие принципиальных отличий в нравственных началах деятельности врачей различных стран социализма. Тем не менее, естественны некоторые различия в законодательстве, в отдельных положениях, касающихся прав и обязанностей врачей.
Как указывал Н. А. Семашко, применительно к социалистическому обществу понятие о врачебной этике нельзя отрывать от нравственных принципов гражданина СССР. При этом он выделял в данной проблеме три основных вопроса: отношение врачей к больным, к коллективу (обществу) и отношения врачей между собой. Думается, следует также выделить не менее важные вопросы отношения врачей к родственникам и близким больному людям. Нами уже отмечено, что ряд новых нравственных проблем в медицине порожден научно-технической революцией.