В декабре 1925 года в Кзыл-Орде состоялась V краевая партийная конференция. На ней обсуждались итоги национального размежевания Средней Азии и перспективы развития Казахстана, вопрос о работе партии среди аульной и сельской бедноты, земельная политика в Казахстане, вопросы советского строительства и др.
При обсуждении земельного вопроса национал-уклонистам удалось протащить по земельному вопросу в К АССР решение об установлении так называемой «очередности землеустройства», по которому предлагалось сначала провести землеустройство только казахского населения и уже после этого — русского, узбекского, уйгурского, дунганского и т. д. В основу землеустройства казахского населения национал-уклонисты предлагали положить националистический принцип обособления казахов от других народов, проживающих в Казахстане, для чего предлагалось выселение русских и украинских поселков, расположенных на территории, занимаемой казахским населением.
ЦК партии выправил эту ошибку конференции и отменил ее неправильное решение об очередности землеустройства. Пятая краевая партийная конференция, выполняя директиву Центрального Комитета партии, указала, что в области советского строительства в республике основным должен быть лозунг «советизация аула» всюду, где Советы засорены феодально-байскими элементами или слишком слабы.
Здесь уместно будет напомнить о той неверной трактовке в вопросе советизации аула, которая длительное время допускалась в исторической литературе о Казахстане. Культивировалась «теория», что Октябрь не затронул аула, что патриархально-феодальные отношения в казахской степи сохранили якобы свою полную силу и в первые годы Советской власти, что советизация аула начиналась только после V краевой партийной конференции.
Среди сторонников этой «теории» были исследователи, которые просто заблуждались в своей оценке аула того периода. Они видели в нем только остатки прошлого и не замечали того нового, что принесла с собой Советская власть, которое с таким трудом, в упорной борьбе пробивалось через наслоения прошлого. Вот почему у этих исследователей могло сложиться такое, в корне неверное мнение, что аул в течение ряда лет (с октября 1917 года до 1926 года) оставался вне советизации, пребывая в то же время в системе пролетарской диктатуры.
Весь имевшийся фактический материал, который мы приводим в нашей работе, со всей очевидностью показывает, что советизация аула началась с победой Великой Октябрьской социалистической революции. Что касается выдвинутого V краевой партийной конференцией лозунга о советизации аула, то он ознаменовал собой не начало советизации, а наступление ее завершающего этапа.
Лозунг V краевой партийной конференции не мог, конечно, означать призыва к установлению Советской власти в ауле, установленной в Казахстане, как и во всей стране, с победой Великой Октябрьской социалистической революции. Этот лозунг мог означать и действительно означал только призыв к укреплению органов диктатуры пролетариата в ауле. Советизация аула в условиях Казахстана была конкретным выражением общесоюзного лозунга оживления Советов и свидетельствует об умении Коммунистической партии учитывать особенности национальных окраин.
Целью советизации аула являлось приобщение трудящихся масс к социализму путем проведения ряда социально-экономических и политических мероприятий, изгнание из Советов чуждых элементов, действовавших по указке баев, и создание Советов как действительных органов власти трудящихся, способных подавить всякое сопротивление феодально-байских элементов и их националистической агентуры строительству социализма.