Как исключение, некоторыми авторами описаны опухоли сетчатки в позднем возрасте. И. Н. Курлов (1956) наблюдал опухоль у 34-летней женщины. Verhoeff (1929) — у пациента 48 лет, Негт и Heath (1956) — также у больного 48 лет.
Мы располагаем двумя случаями опухолей сетчатки у взрослых: у мужчины Г., 47 лет, и женщины Ф., 52 лет. В том и в другом случае был поставлен клинический диагноз: вторичная глаукома, причем только у женщины возникало подозрение на внутриглазную опухоль (доложено В. И. Морозовым на конференции НИИ имени Гельмгольца в 1961 г.).
У мужчины за 17 лет до энуклеации была травма глаза, в связи с чем возник воспалительный процесс с болями, и гистологически обнаружены следы контузионных повреждений, а также мощная поперечная циклолентикулярная шварта. Затем боли прошли, и только за 2 месяца перед энуклеацией снова появились острые явления уже в связи с повышенным офтальмотонусом, вызванным распадом возникшей опухоли. Ясно, что опухоль в глазу в момент контузии еще отсутствовала.
Гистологическая картина в обоих случаях весьма сходная. В отслоенном тяже сетчатки в задне-боковом отделе, только с одной ее стороны, среди обычного для ретинобластом некроза наблюдались формирования в виде псевдорозеток, однако менее четко оформленные. Они представляют гиперемированные сосуды, окруженные несколькими рядами клеточных элементов. Эта розеточная структура весьма напоминает медуллобластическую, описанную нами в разделе об опухолях хориоидеи, за исключением клеточных элементов. Последние в медуллобластомах — очень крупные, с резко очерченным ядром, как в медуллобластомах центральной нервной системы. Здесь же они — мелкие, похожие на лимфоциты, как это наблюдается в обычных ретинобластомах, но которые в культурах ткани выявляют свою типичную нервную природу. К сожалению, поставить культуры из данных опухолей нам не пришлось.
Дальнейшее течение болезни у женщины, у которой прорастание в зрительный нерв не наблюдалось, было благоприятным: имелись данные об ее благополучном состоянии через 10 лет. У мужчины, у которого отмечено прорастание опухоли в зрительный нерв, смерть последовала через год после энуклеации.
Следует отметить, что в опухолях сетчатки у взрослых розеточные структуры построены более просто и они менее четкие, чем обычные псевдорозетки в ретинобластомах у детей. Они приближаются, как отмечено, к медуллобластическим. Тем самым стирается резкая грань между рети-нальными и увеальными опухолями. Это выявлено и в культуре ткани, где типы роста, характер клеточных элементов совершенно сходны в опухолях увеального тракта и сетчатки.