Частота. После протезирования клапанов сердца бактериальный эндокардит встречается у 2—6% оперированных. Amoury, Bowmen и Malm (1966) отметили это осложнение в 13% случаях из 357 операций протезирования клапанов сердца. По данным Cohn, Koberts, Bockoff и Morrow (1966), бактериальный эндокардит имел место у 1,5% из 200 оперированных. В нашем институте эндокардит был у 5 (2,2%) из 220 больных с протезами клапанов сердца.
Патологическая анатомия. При бактериальном эндокардите на пред-сердной и желудочковой частях имплантированного протеза образуются тромботические полнпозные наложения, нередко переходящие на эндокард желудочков, предсердий или интиму аорты. Тромботические массы довольно рыхлые, ломкие. Достигнув значительной величины, онп легко отрываются и приводят к эмболии. При гистологическом исследовании в основании полипозно-тромботических наложений, как правило, явления организации слабо выражены, а в свободной части тромбов даже в поздние сроки после имплантации полностью отсутствуют. В теле и хвосте тромбов обнаруживаются колонии микробов. Помимо образования полиповидных тромбов, инфекционный процесс приводит к воспалительной деструкции области фиброзного кольца, эндокарда и интимы. Неизбежным результатом такого распространенного эндокардита является отрыв протеза. Нити, проходящие через пораженные участки фиброзного кольца, прорезают ткань, что приводит к частичному или полному отрыву протеза.
Степень поражения сердечных структур во многом зависит от продолжительности болезни, сопротивляемости организма и вирулентности возбудителя. Инфекционный процесс в области имплантированного протеза может распространиться не только на другие клапаны сердца, но и на окружающую околосердечную ткань, образуя абсцессы различной локализации.