ОТИ с переживающими в них нестабильными вирулентными L-вариантами, по нашим наблюдениям, тоже могут обусловливать нестерильный иммунитет, но он менее прочен, чем при перси-стировапии условно-стабильных L-форм.
Патоморфологические исследования показали, что подобный процесс не ограничивается только ОТИ-симбионтами, а представляет собой скрыто протекающую «малую болезнь» туберкулезом у практически здоровых инфицированных людей. «Малая болезнь», как и у животных при вакцинном процессе, имеет волнообразное течение, характеризуясь 5—6 циклами от момента инфицирования, но достоверных данных о времени цикла «малой болезни» у человека мы не имеем. У таких животных, как морские свинки, цикл вакцинного процесса продолжается 1, 2 или 6 мес и зависит от формы изменчивости BCG.
Следует особо остановиться на том, что в ОТИ с переживающими в них L-формами микобактерий сохраняется ограниченное продуктивное иеспецифическое воспаление, характеризующееся лимфоидно-гистпоцитарной, моноцитоидной пролиферацией с новообразованными кровеносными сосудами.
Фиброзная ткань в заживших туберкулезных образованиях при вегетировании в них L-форм микобактерий имеет выраженный дезорганизацией коллагеновых волокон. Неспецифическое воспаление появляется и у животных при пассажах субстратов ОТИ. При этом у морских свинок, которым инокулированы гомогепаты с персистирующими стабильными L-вариантами, возникают пролиферативные лимфоидно-гистиоцитарные очаги пневмонии, экссудативный плеврит.
При биологических же пассажах ОТИ, в которых переживают нестабильные L-формы, у морских свинок развиваются волнообразно протекающая долевая лимфоидно-гистиоцитарная и макрофагальная пневмония, бронхит и бронхопневмония, а также формируются абсцессы. Неспецифические и туберкулезные изменения имеют обратную взаимосвязь: с усилением неспецифического воспаления туберкулезное воспаление уменьшается.