Итоги вбирания опыта других народов

Обобщая, можно сказать, что история оседания казахов и развития у них земледелия в конце XIX — начале XX в. характеризуется дружескими, в иногда и родственными отношениями русских и украинцев с местным населением, в результате чего у всех у них обогащается опыт землепользования.

В свою очередь и русские крестьяне вместе с казахами учились у узбеков, уйгуров возделыванию хлопчатника, разведению садов и виноградников. Конец XIX — начало XX в. характеризуются интенсивным проникновением в Казахстан более совершенных сельскохозяйственных орудий. Это были железные плуги, бороны, жнейки, молотилки и т. д. Материалы Переселенческого управления свидетельствуют, что в Кустанайском уезде, например, в начале XX в. у казахов было уже 473 жнейки, 16 молотилок, 16 веялок.

Несмотря на высокую их стоимость, число таких орудий у казахов из года в год увеличивалось. Их покупали в основном байские хозяйства, но вскладчину их нередко приобретали середняцкие и даже бедняцкие хозяйства. Так, Т. Седельников, например, пишет, что они (казахи) Охотно приобретают косилки, жнейки, железные плуги и даже молотилки». Известно немало случаев, когда в такой складчине наряду с казахами участвовали и русские.

Целый ряд дореволюционных исследований и работы советских историков, в которых приводятся данные по обеспеченности казахских хозяйств новыми сельскохозяйственными орудиями, позволяют четко проследить прямую зависимость распространения этих орудий от влияния русского населения. Чем больше в уезде русских и украинцев, тем больше у казахов новых сельхозорудий.

Однако, как уже отмечалось, машины эти были недоступны для большинства русского и казахского крестьянства.

Основная масса переселенцев продолжала пахать землю деревянным плугом (сабан) или однолемешным железным плугом, боронила землю деревянной бороной с железными зубьями, убирала урожай литовкой с приспособлением для укладывания скошенных колосьев в валки.

Обмолот производился с помощью каменных катков.

Все эти орудия были недороги, и потому их охотно приобретали казахские земледельцы. Например, в Калмак-Кырганской волости Темирского уезда 86,5% сеющих хозяйств в начале XX в. имели сельскохозяйственный инвентарь, в том числе 373 сабана, 15 железных плугов, 178 борон с деревянными и 409 с железными зубьями, а 21 хозяйство имело жнейки и молотилки. В Кумды-Уильской волости этого же уезда сабанов было 323, железных плугов 13, борон с железными зубьями 327 и в 8 хозяйствах имелись сложные машины .

Это волости, в которых земледелие начало развиваться сравнительно поздно, русского населения здесь почти не было и скотоводство продолжало играть ведущую роль. В уездах со значительным русско-украинским населением обеспеченность сложными сельскохозяйственными орудиями была несравненно выше.

Появились в степи и свои, казахские мастера, научившиеся у русских изготовлять эти орудия на продажу.

Под влиянием русских казахи-земледельцы не только расширили ассортимент зерновых культур, но и стали использовать при посевах более урожайные, высококачественные их сорта, например пшеницу сортов «кубанка», «синеуска», «полтавская» и др..

Переняли у русского крестьянства казахи и способы хранения зерна в закромах и ларях, а также все чаще прибегали к помолу зерна на водяных и ветряных мельницах у русских и украинцев. Известны случаи сооружения таких мельниц и казахскими мастерами в Восточном и Южном Казахстане.

Во второй половине XIX в. у казахов значительно расширился ареал огородничества. Обучали их этому каракалпаки, русские или украинцы. Так, в отчете управления присырдарьинскими казахами за 1860 г. сообщается: «Огородничество между киргизами стало развиваться в особенности в последние 3 года» . В середине XIX в., как свидетельствуют наши информаторы, огороды у казахов появились и в Северном Казахстане. Примерно с этого же времени стали заниматься огородничеством, садоводством и разведением табака казахи Семиреченской области. Эти отрасли земледелия начали развиваться у казахов Семиречья под влиянием как русского населения, так и узбеков, уйгуров, давно знакомых с ними. Как свидетельствуют наши полевые материалы, казахи-адаевцы Мангышлака под влиянием своих соседей туркмен стали сеять зерновые и бахчевые еще в начале XIX в..

В Восточном Казахстане бахчевые и огородные культуры у казахов появились в начале XX в. и очень скоро стали играть в их хозяйстве заметную роль.


Другие записи: