В советское время в корне изменяются причины, побуждающие казахское население аулов идти на работу в шахты. Начиная с 1929 г. в Караганду прибывают уже не обездоленные казахи, готовые на любую тяжелую работу, лишь бы выжить. Теперь казахи шли строить на своей земле свою социалистическую Караганду. В послереволюционный период значительный удельный вес занимают уже рабочие, прибывшие по организованному набору, а также на учебу в школы трудовых резервов, о чем свидетельствуют анкетные данные. Четвертая часть опрошенных прибыла в Караганду на учебу, причем после Отечественной войны. Довольно большую группу (42,3%) представляют шахтеры, приехавшие по своему желанию через оргнабор и самостоятельно, после демобилизации из рядов Советской Армии. Нередки случаи, когда к шахтеру в гости из аулов приезжают не только близкие, но и дальние родственники. Некоторые из них остаются работать на шахтах. Рабочие, прибывшие таким путем, составляют 10,4%.
По сравнению с дореволюционным периодом наблюдаются крупные изменения и в социальном составе рабочих. Он носит в себе отпечатки тех преобразований, которые произошли в жизни казахского народа за период Советской власти. В старой Караганде все шахтеры — это бывшие скотоводы-кочевники. Из опрошенных нами рабочих-казахов 26,4 % — выходцы из рабочих семей, причем 15,3% из них являются потомственными шахтерами. Это свидетельствует о том, что уже созданы национальные кадры потомственных рабочих.
Важнейшим источником пополнения рядов казахских шахтеров является колхозное крестьянство. Из числа опрошенных 67,4% пришли на шахты из совхозов и колхозов. В шахты идут работать и представители других слоев населения. Из указанного количества рабочих 5,6% — это дети служащих.