Период после смерти Сталина

Особый интерес представляет период после смерти Сталина, получивший название «оттепели». Он интересен попытками партии внести новое во взаимоотношения с культурой, отойти от «сталинской модели», то, что до известной степени можно назвать либерализацией. Но хорошо известно и то, что эти попытки были противоречивы и непоследовательны, относительная либерализация сопровождалась шумными идеологическими кампаниями. Не последнюю роль в этих противоречиях играли позиция и деятельность ЦК КПСС.

«Центральный комитет» — многозначное понятие, охватывающее несколько структур. Это и ряд высших и центральных органов партии — пленумы ЦК, Политбюро и Секретариат ЦК, аппарат ЦК — многочисленные отделы, сектора и др. подразделения. Все они оказывали конкретное влияние на повседневный механизм управления культурой, на выработку и принятие решений, занимая свое место в этом сложном механизме.

Наряду со структурами ЦК, которые существовали постоянно (изменяясь, конечно, со временем) , с самого начала деятельности партии создавались и временные органы для более обстоятельного изучения вопросов, подготовки постановлений Политбюро, а иногда и для принятия решений по конкретным вопросам или по целым направлениям. Некоторые из таких органов действовали несколько лет. Чаше всего это были комиссии ЦК КПСС. В 1950—1960-х гг. выделяются Комиссия по вопросам идеологии, культуры и международных партийных связей и сменившая ее Идеологическая комиссия.

Первая комиссия была образована решением Президиума ЦК КПСС от 3 января 1958 г. и имела задачи изучения проблем международной пропаганды, теоретических вопросов международного рабочего движения, «наблюдения» за освещением этих вопросов в печати и осуществления контроля за политической направленностью деятельности Совинформбюро, Государственного комитета по культурным связям с зарубежными странами, радиопередачами за границу и, в более широком плане, — за состоянием дел, событиями в области науки, литературы, искусства, имеющими политическое или идеологическое звучание. Комиссия также занималась вопросами выезда за границу советских специалистов, деятелей культуры, науки и т. п. и приезда зарубежных деятелей и специалистов, решая, давать ли разрешение на поездки за границу советским деятелям и приглашения иностранным.

Но в практической работе Комиссия почти не занималась «изучением проблем» и «теоретических вопросов», а готовила и принимала решения по конкретным вопросам. В тех случаях, когда их решение выходило за пределы ее компетенции, ее решения посылались на утверждение Секретариата или Президиума ЦК. По давней традиции, все постановления, исходившие от конкретных органов ЦК, назывались обобщенно «постановлениями ЦК», поэтому и постановления Комиссии рассматривались в качестве постановлений ЦК. В текущих документах для пояснения добавлялось — «по Комиссии».

Часть вопросов обсуждалась на заседаниях Комиссии, с приглашением лиц, не являвшихся ее членами, но связанных с этими вопросами. По другим вопросам принимались заочные решения — «опросом». По характеру свой деятельности Комиссия копировала работу Президиума и Секретариата ЦК КПСС.

Председателем Комиссии был назначен М. А. Суслов, членами: П. Н. Поспелов, Н. А. Мухитдинов, О. В. Куусинен, Е. А. Фурцева — все члены и кандидаты в члены Президиума ЦК и секретари ЦК.

Иной характер приняла деятельность Идеологической комиссии ЦК, образованной решением Президиума ЦК 3 ноября 1962 г. Из ее ведения были изъяты международные вопросы и вопросы спорта, «наблюдение» за работой ряда конкретных учреждений, но добавлены проблемы образования (общего и специального) . Другим важнейшим отличием от предыдущей Комиссии было то, что она не принимала постановления, а только обсуждала проблемы и готовила по ним предложения и проекты постановлений, выносила их на Секретариат и Президиум ЦК.

Существенные перемены произошли и в составе Комиссии, «уровень» ее понизился. Первым председателем был назначен секретарь ЦК, заведующий Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам Л. Ф. Ильичев. В 1965 г. его сменил П. Н. Демичев — секретарь ЦК, кандидат в члены Президиума (Политбюро) ЦК. В первый состав Комиссии вошли заведующие отделами ЦК, руководители ведомств, главные редакторы газет (В. И. Снастин, А. В. Романов, А. Г. Егоров, В. А. Кириллин, Д. А. Поликарпов, В. И. Степаков, П. А. Са-тюков, А. И. Аджубей, В. П. Степанов, С. П. Павлов) . В дальнейшем в персональный состав Комиссии вносились изменения. Она была упразднена в мае 1966 г. постановлением Политбюро.

Соответственно различиям в функциях комиссий, изменялся и видовой состав документов, подготовленных ими или отложившихся в результате их деятельности. Если для материалов первой Комиссии характерны такие виды документов как постановления, их проекты, записки отделов ЦК, министерств, ведомств, различного рода справки и т. п. , то для документации Идеологической комиссии — стенограммы ее заседаний и совещаний с деятелями литературы и искусства. Документы этой комиссии сохранились значительно хуже, чем документы первой. В фондах ЦХСД хранятся документы по 1964 год включительно, переданные в свое время на хранение из секретариата П. Н. Демичева. Это заставляет предположить, что, возможно, после снятия Н. С. Хрущева в 1964 г. Комиссия не работала, но это еще требует дополнительного изучения.

Документы каждой из комиссий могли бы составить отдельный сборник, но их объединяет одна историческая эпоха. Соединенные вместе, они более рельефно показывают различные стороны деятельности этих структур ЦК, различные формы воздействия на культурную среду.

В первом разделе сборника, в соответствии с хронологией документов, помещены материалы Комиссии по вопросам идеологии, культуры и международных партийных связей (фонд № 11) . Во втором разделе — документы Идеологической комиссии (фонд № 72) . Таким образом, публикацию можно назвать пофондовой. Естественно, что в сборнике публикуется только часть документов, составляющих фонд. В первом фонде имеются документы, не относящиеся к теме сборника. Не включались, например, документы по международным аспектам, за исключением тех, которыми регулировался доступ советских людей к зарубежным произведениям культуры (литературы, кино и т. п. ) , а также документы, посвященные частным вопросам.

Отбор документов велся с той целью, чтобы показать, на какие сферы культурного процесса и жизни, на какие стороны деятельности государственных учреждений и общественных организаций распространялось влияние этих комиссий, какие вопросы они регулировали и каким образом, какие формы воздействия использовались. Поэтому в сборнике представлены документы об изменении в системе и структуре государственных учреждений и организаций, имевших отношение к культуре (создание, реорганизация и т. п. ) , об осуществлении контроля как прямого, так и косвенного, прежде всего, конечно цензурного. Арсенал возможностей воздействия Комиссии был достаточно широк. Это директивное образование, реорганизация и ликвидация учреждений и организаций культуры, включая творческие союзы, редакции газет и журналов; влияние на их финансирование; активная кадровая политика — назначение, увольнение, награждение и т. п.

Для фонда первой комиссии характерно наличие нескольких, нередко разновременных, проектов постановлений по одному и тому же вопросу, например, по библиотечному делу. Комиссия могла несколько раз рассматривать его, не принимая окончательного решения, отправляя на доработку. Выявлялись все проекты постановлений, но для публикации отбирались только те, которые отражают завершающую часть работы Комиссии — проект, ставший постановлением Комиссии или одобренный Комиссией проект, направленный на утверждение в Секретариат или Президиум. Если постановление так и не было принято или даже вопрос был снят с обсуждения, но документы по своему содержанию представляли интерес для раскрытия темы, они отбирались для публикации. Не включенные в сборник документы использовались в примечаниях.

При публикации документов второй комиссии — Идеологической — из стенограмм отбирались выступления разного характера, которые могли бы всесторонне осветить тему. Отбирались те выступления: партийных руководителей, членов Комиссии, руководителей учреждений и общественных организаций, которые представляли официальную позицию, носили «установочный» характер, а также деятелей культуры, разделявших эти идеологические установки. Включены выступления тех представителей интеллигенции, которые в той или иной форме, в той или иной степени пытались отстаивать право художника на свободу творчества, беспрепятственного доступа к национальному культурному наследию и произведениям зарубежной культуры. Исключались, как правило, выступления представителей союзных республик, имевшие частный характер, посвященные культурной жизни этих республик. В фонде Идеологической комиссии в ЦХСД сохранился только один экземпляр стенограммы. Это расшифрованная и, вероятно, отредактированная в аппарате ЦК стенограмма. Она не представлялась авторам выступлений, за исключением руководителя Комиссии — Л. Ф. Ильичева (или его помощника) , судя по сохранившейся рукописной правке, поэтому в стенограмме не были исправлены и сохранились многие недостатки и ошибки устной речи, местами затрудняющие понимание смысла. Кроме того, в фонде этой комиссии сохранился ряд проектов постановлений ЦК с записками отделов, в которых обосновываются постановления. Ряд из них, соответствовавших теме публикации, отобран для сборника.

Постановления Комиссии и материалы к ним помещены в хронологическом порядке. Но при систематизации документов в сборнике сохранены тематические комплексы, которые образуют постановления и материалы к ним (инициативные документы, справки и т. п. ) . Если постановление комиссии передавалось на утверждение Секретариата или Президиума, проект такого постановления не отложился в фонде Комиссии, поэтому публикуется только текст ранее рассматривавшегося Комиссией постановления по этому вопросу. В текстуальных примечаниях дается отсылка к этому постановлению, а также к другим постановлениям Комиссии, посвященным данной теме. Постановления Комиссии ЦК (и материалы к ним) публикуются тематическими комплексами. Внутри тематических комплексов документы расположены в следующем порядке: постановление Комиссии ЦК и в приложение к нему — инициативный документ (документы) в хронологическом порядке. В сборнике имеется два вида приложений. Одни приложения были сформированы в делопроизводстве ЦК КПСС. Инициативные документы, помещенные в них, являются фактически частью текста постановлений. В этом случае в публикации слово «приложение» дается основным шрифтом. В тех случаях, когда приложения сформированы составителями, слово «приложение» выделяется полужирным шрифтом.

Заголовки к документам даны редакционные, сохранение заголовков документов оговаривается. В заголовки к постановлениям Комиссии ЦК включается номер протокола заседания Комиссии, номер вопроса повестки дня (пункта протокола) . Например, — К № 5/16с или К № 18/гс, где числитель — номер протокола, а знаменатель — номер пункта протокола; буква «с» указывает на то, что вопрос обсуждался непосредственно на заседании комиссии ЦК, а «гс» то, что решение было принято опросом членов Комиссии, секретарей ЦК. Заголовок к проекту постановления ЦК не публикуется, если он идентичен названию вопроса и, соответственно, — названию постановления Комиссии. Если записка, поступившая в Комиссию, была подготовлена двумя и более отделами ЦК, то в заголовке не указываются названия отделов. Они отмечаются в текстуальных примечаниях к подписям руководителей этих структурных подразделений.

При передаче текста отмечаются разночтения между окончательным текстом постановления Комиссии и его проектом.

В разделе, где публикуются материалы Идеологической комиссии ЦК, о выступлениях на заседаниях комиссии, не включенных в сборник, сообщается в подстрочных примечаниях, с указанием страниц стенограммы, Все опущенные составителями места в стенограмме обозначаются отточиями в квадратных скобках. Нерасшифрованные в стенограмме места или трудные для понимания оговариваются в подстрочных текстуальных примечаниях. При передаче текста сохраняются особенности написания слов, характерные для этого времени, например, написание названия отделов аппарата ЦК с заглавной буквы. Явные ошибки, оговорки устной речи, не исправленные в стенограмме, если они не имеют смыслового значения, исправляются без оговорок. Ошибки и описки в написании фамилий, учреждений, художественных произведений и т. п. исправляются, а в подстрочном текстуальном примечании указываются ошибочные написания. В тех случаях, когда текст имеет явные пропуски слов, они восстанавливаются в квадратных скобках. Также обозначаются внесенные составителями в текст слова, если это было необходимо для прояснения смысла текста. Авторские подчеркивания в тексте сохраняются, не передаются подчеркивания, сделанные в процессе ознакомления с документом в ЦК.

В партийном делопроизводстве было принято указывать в подписях только один инициал. Полное обозначение имени, отчества и фамилии в этом случае дается в примечаниях к документам.

Резолюции и пометы на документе располагаются, как это принято, после текста, до легенды.

В легенде после каждого документа указываются архивный шифр, подлинность или копийность и, если он был ранее опубликован, — выходные данные публикации. Указание на способ воспроизведения документа в легенде отмечается только в том случае, если документ — рукописный, т. к. подавляющее большинство документов машинописные.

В текстуальных примечаниях указываются значимые разночтения между текстом принятого постановления и его проекта. В них также отмечаются фамилии лиц, отвечавших за подготовку постановления, а также участвовавших в его обсуждении. Они перечислялись в протоколе после названия пункта постановления в круглых скобках.

Комментарий к документам имеет задачу, прежде всего, осветить историю того или иного решения, процесс его рассмотрения. В примечаниях также даются необходимые пояснения по событиям или фактам, упоминающимся в документах.

В состав научно-справочного аппарата сборника, помимо текстуальных примечаний и комментария, входят также перечень документов, опубликованных в сборнике, и именной указатель.

Публикация этого сборника — один из первых шагов по введению в широкий общественный и научный оборот документов, хранящихся в фондах ЦХСД и раскрывающих механизм взаимовлияния и взаимосвязей культуры и власти в послесталинский период с 1950-х гг.

ЦХСД с помощью Института русской и советской культуры Ю. Лотмана (ФРГ, Бохум) надеется продолжить подготовку и издание этой серии сборников документов, которые будут освещать работу других звеньев механизма управления культурой аппарата ЦК, Президиума (Политбюро) и Секретариата ЦК.

Выявление документов для первого раздела сборника, археографическую обработку и комментирование провели Е. С. Афанасьева и 3. К. Водопьянова, второго раздела — Л. А. Величанская и Е. В. Кочубей, при участии З. К. Водопьяновой. Именной указатель подготовлен коллективом составителей.

Составители выражают благодарность сотрудникам ЦХСД Т. В. Домрачевой, Г. А. Пашкиной, Л. В. Чарской, В. Г. Хлопову, Н. С. Ис-хаковой, И. В. Савицкой за содействие в работе над сборником.


Другие записи: