Справка о социально-экономическом обосновании объединения г. Лисаковска и Тарановского района

7 сентября 1998 г.

Г. Лисаковск

Территория города на 1.01.1998 года составляет 0,2 тыс. га, население – 38 тыс. человек, в том числе: городское 36,8, сельское -1,2 тыс. человек.

В городе зарегистрировано 230 хозяйствующих субъектов, из них 203 – малые предприятия, 19 – средние, 8 – крупные. Из общего количества зарегистрированных предприятий 16% государственные, 84 – частные.

В структуре промышленности города важнейшими являются горнодобывающая (27 % в общем объеме) и обрабатывающая (73 %) , причем, доля последней к аналогичному периоду прошлого года увеличилась на 10 %.

Ведущими промышленными предприятиями города являются акционерные общества: "Лисаковский ГОК", "КБР", "Арай", "Хлебозавод", "Молочник".

В 1992 году город Лисаковск получил статус свободной экономической зоны, а в августе 1996 года Указом Президента Республики Казахстан № 3094 утверждено Положение о Лисаковской специальной экономической зоне, где статус СЭЗ придан городу на период до 2010 года. Определены долговременные стабильные нормативы отчислений в областной бюджет.

Полученные налоговые и таможенные льготы позволили городу в условиях кризиса перейти от дотационного исполнения бюджета к бездотационному. В 1993 году Лисаковск не только покрыл все бюджетные затраты, но и начал формировать фонд социального и экономического развития. Доходная часть бюджета в 1993 году была исполнена на 101,1 %, в 1995 году – на 118,3, в 1997 – на 103,7 %. И это при том, что градообразующее предприятие АО "Лисаковский ГОК" многократно снизил объемы производства. Если в 1991 году ГОК произвел 6 млн тонн железорудного концентрата, то в 1997 году только 1,2 млн тонн. Экономический рост произошел, в основном, благодаря развитию альтернативного сектора. Кредиты и вливания, полученные из собственного фонда социально-экономического развития, помогли создать сеть малых предприятий, на долю которых уже в 1995 году приходилось 5,5 % от общего объема производства. И если в 1992 году, на момент создания СЭЗ, доля доходов, поступающих в бюджет города от малых предприятий, составляла 0,14 %, то в 1995 году -18,8 %, а в 1 полугодии текущего года доля доходов от предприятий, созданных в условиях СЭЗ достигла 76 %.

За I полугодие промышленными предприятиями города произведено продукции на сумму 2884 млн тенге, что на 58 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это самый высокий темп среди городов области. В городе производится 376 наименований продукции, из которых 96 – освоено в текущем году.

За январь-июнь освоено 880 млн тенге капитальных вложений или 45 % от всех капвложений по области и больше, чем вместе взятые вложения городов Костаная и Рудного. За счет средств фонда экономического и социального развития за этот период освоено 247 млн тенге, или почти 30 % от всех вложений.

Одной из приоритетных задач в деятельности Лисаковской СЭЗ является создание условий для развития малого и среднего бизнеса.

По состоянию на 1 июля 1998 года, на территории Лисаковской СЭЗ действуют 149 малочисленных предприятий, индивидуальным предпринимательством занято 236 хозяйствующих субъектов.

За I полугодие 1998 года малыми предприятиями произведено продукции почти на 300 млн тенге, что в 2,8 раза больше соответствующего периода прошлого года. С начала года из фонда экономического и социального развития ЛСЭЗ профинансированы 19 проектов представителей малого бизнеса на сумму свыше 14 млн тенге.

По данным облстатуправления, за январь-июнь текущего года хозяйствующими субъектами города получен доход в сумме 115,8 млн тенге. Из 20 регионов области только в Лисаковске получен положительный финансовый результат и перевыполнена доходная часть бюджета.

Условия специальной экономической зоны позволили не только сохранить всю сеть социальных учреждений, но и расширить ее. За счет средств местного бюджета и Фонда экономического и социального развития СЭЗ введен Дом милосердия общей площадью 614 квадратных метра.

Известен опыт совместной работы АОЗТ "Арай" с сельхозпредприятиями Денисовского района, которое на взаимовыгодных условиях вкладывает инвестиции в производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Л исаковская СЭЗ уже достигла вполне реальных результатов. В городе сохранено и создано более 4 тысяч рабочих мест, в 3 квартале текущего года планируется ввод спиртового и пивоваренного заводов. При этом, работникам бюджетных учреждений вовремя выплачивается заработная плата, нет задолженности по пенсиям и пособиям. В бюджет области с доходов Лисаковской СЭЗ перечислено на конец августа этого года 454,7 млн тенге, что составляет 60 % от уточненного плана на год и 125,7 % от плана 8 месяцев.

Тарановский район

Занимаемая площадь – 7,6 тыс. кв. км. (3.9 % от площади области) . Численность населения по состоянию на 1 января 1998 года, – 43,5 тыс. человек, в том числе: городское 8 тыс. человек, сельское – 35,5 тыс. человек. Этнический состав населения: казахи – 23 %. русские – 37 %, другие национальности – 40 %.

Число административно-территориальных единиц -19, в том числе: рабочих поселков -1, сельских округов – 18. Количество населенных пунктов – 55. Район расположен вблизи промышленных городов области – Костаная,

Рудного и Лисаковска, граничит с Челябинской областью Российской Федерации.

Район имеет сельскохозяйственное направление.

В районе действуют 4 промышленных предприятия: АО "Тарановский РМЗ", АО "Арман" (мясокомбинат) , Тарановское ЛХПП, типография. Их доля в выпуске промышленной продукции по области в 1997 году составила 0,4 %.

За январь-июль текущего года промышленными предприятиями произведено продукции на сумму 43 млн тенге в действующих ценах или 60 % в к аналогичному периоду прошлого года.

В настоящее время в районе работают две строительные организации. Объем выполняемых строительных работ в текущем году сократился на 65 %. За семь месяцев этого года введено 205 кв. метра индивидуального жилья, что к уровню прошлого года составляет 14,5 %.

Общая земельная площадь района – 761 тыс. га, из них 690,7 тыс. га сельскохозяйственные угодья, в том числе – 329,1 тыс. га пашни, 4,7 тыс. га сенокосов, 355,9 тыс. га пастбищ.

В результате реформирования, по состоянию на 25 августа, в районе образовано 25 ТОО, 4 АО, 8 ТО, 79 крестьянских хозяйств.

Основное направление сельскохозяйственных предприятий района – производство зерна, картофеля, мяса, молока. Общая посевная площадь составила в 1998 году 221,5 тыс. га.

Абсолютное большинство хозяйств в настоящее время не способны в достаточной мере обеспечить себя материально-техническими и энергетическими ресурсами. Постоянные неплатежи привели к сокращению посевных площадей, снижению поголовья скота. Посевные площади в районе за последние 8-9 лет уменьшились в 2 раза, снизилась урожайность зерновых культур. Средняя урожайность зерновых за 1993-1997 годы составила 6,7 ц/га.

В текущем году ожидаемый валовой сбор зерновых культур составит 22,3 тыс. тонн при средней урожайности 2,6 центнера с гектара. Из-за сильной засухи погибло 25 % посевной площади или 28,7 тыс. гектаров.

Овощное поле в районе занимает 123 гектара, урожайность в 1997 году составила 244,7 ц/га, что в два раза выше, чем в среднем по области.

Из-за отсутствия рынка сбыта производство овощей приносит убытки.

Сложное положение в животноводстве.

Если в 1990 году в хозяйствах района насчитывалось около 70 тыс. голов КРС, 29 тыс. голов свиней, 2,7 тыс. голов лошадей, 54,6 тыс. голов овец, то на 1 августа 1998 года поголовье их резко сократилось) от 2 до 6 раз) .

Это привело к снижению объемов производства и продуктивности животных.

Однако, при вложении в отрасль инвестиций около 1 млрд. тенге можно в короткие сроки восстановить поголовье таких отраслей как свиноводство, птицеводство, овцеводство в течение 2-3 лет (мясное скотоводство) . Восстановление молочного скотоводства займет 5 и более лет. Для этого район располагает необходимыми производственными помещениями.

Развитие отраслей, сельского хозяйства даст возможность для организации кожевенного, текстильного и парфюмерного производства, сыроделия, производства мясных, молочных, овощных консервов, хлебобулочных, кондитерских, колбасных изделий и другой продукции.

При условии организации глубокой переработки этого сырья целесообразность инвестиции возрастает.

Остается сложным финансовое положение района. В 1997 году убытки по району составили 353,5 млн тенге, из которых 96 % – по сельскому хозяйству.

Низкая эффективность работы отраслей экономики района привела к снижению налогооблагаемого дохода.

Поступление доходов в местный бюджет в 1998 году ожидается в сумме 140 млн тенге при потребности 610 млн тенге или обеспеченность всего на 25 %. Кредиторская задолженность на 20 августа составила 2.9 млрд. тенге, дебиторская – 543 млн тенге. Задолженность местного бюджета по выплате пособий составила 23,9 млн тенге.

В целях формирования реального бюджета на 1999 год в районе проводится работа по оптимизации сети бюджетных организаций, расширению налогооблагаемой базы за счет развития малого бизнеса.

Однако, проводимая работа не решит проблему содержания имеющихся объектов бюджетной сферы.

Для улучшения экономического и социального положения района, расширения производства промышленной продукции необходимы инвестиции в сумме 3,2 млрд. тенге.

Выводы

Рабочая группа считает, что объединение Лисаковской СЭЗ и Тарановского района экономически нецелесообразно, так как:

В соответствии с Указом Президента РК от 23 августа 1996 года № 3094 Лисаковская специальная зона расположена в пределах административно-территориальной границы г. Лисаковска. Бюджет СЭЗ одновременно является бюджетом г. Лисаковска. Председатель Административного совета СЭЗ является акимом г. Лисаковска.

Изменение вышеназванных условий возможно только на основании Указа Президента РК о внесении соответствующих изменений в Положение о Лисаковской специальной экономической зоне. В соответствии с Законом "Об административно-территориальном устройстве в Республике Казахстан" объединение г. Лисаковска с Тарановским районом предполагает изменение черты города. Учитывая, что город – это административно-территориальная единица, где компактно проживает население, развит экономический, культурный, производственный потенциал, социальная инфраструктура при присоединении Тарановского района с огромными сельскохозяйственными площадями, отдаленными населенными пунктами теряет значение города и больше подпадает под признаки региона (района) .

Кроме того, при объединении территория СЭЗ не будет совпадать с административно-территориальной единицей, что повлечет за собой разные бюджеты, два органа исполнительной власти: Административный совет, возглавляемый председателем, назначенным Президентом и подчиняющимся непосредственно ему, и аппарат акима города, возглавляемый акимом. В связи с этим возможны сложности в управлении городом. Правовой режим СЭЗ не будет распространяться на всю административно-территориальную единицу.

При досрочной ликвидации Лисаковской СЭЗ город потеряет налоговые и таможенные льготы, останется невыполненной утвержденная программа развития СЭЗ до 2000 года, что отрицательно скажется на исполнении местного и областного бюджетов, где доля отчислений ЛСЭЗ в 1998 году составит 23 % от уточненного плана.

Для улучшения экономического и социального положения Тарановского района предлагаем кооперацию сельских товаропроизводителей с перерабатывающими предпринимателями близлежащих городов на взаимовыгодных условиях.

Руководитель рабочей группы Т. Домбровская.

Члены рабочей группы: Кожин А. А., Бутко В. И., Давыдкова И. С,

Щеглова М. А., Постовая А. Г., Корнилов Л. А., Мацупа Л. В.

ГАКО. 1015. Оп. 3. Д. 121. Л. 67-72. Подлинник.


Другие записи: