Нехватка природных способностей

Нехватка природных способностей

Можно усвоить минимум технических приемов, но трудно преодолеть черствость и безразличие к другим людям, что будущему врачу абсолютно противопоказано. Мало убеждает статья (R. W. Sanson-Fisher, A. D. Poole), в которой рассказывается о воспитании у студентов-медиков сочувствия к больным. Исследования шведских специалистов показали, что попытки обучения врачей достижению взаимопонимания с больными не достигли ожидаемого эффекта.

Известный советский хирург С. С. Юдин считал, что нехватка знаний — беда поправимая. Нехватка природных способностей более опасна, ибо даже большим прилежанием нельзя восполнить то, чем обделила природа. «. . . Выработать любовь к делу, к избранной специальности почти невозможно, как нельзя насильно полюбить человека! » — писал он. Способность реагировать на чужую боль, как и чувства вообще, нельзя заменить протезом.

Мой коллега рассказал мне о следующем случае. К медсестре Ш. в сад зачастил дрозд, который клевал с кустов ягоды. Медсестре удалось его поймать. В наказание она решила дрозда ощипать. Живьем. И ощипала. Дикий случай. На первый взгляд не имеющий отношения к общению с больными. Но моментальная фотография схватила оскал садистки. Я не знаю, как эта сестра делает инъекции. Может быть, даже хорошо. Но можно ли такому медработнику доверить здоровье и жизнь людей?

За рубежом давно проявляют интерес к тестированию. Но как не вспомнить, что А. П. Чехов никогда не получал за школьные сочинения больше тройки; М. К. Салтыков-Щедрин, написав сочинение за дочь, получил двойку, да еще с припиской: «Не знаете русского языка»; при отборе в оперный хор был принят Максим Горький, а Ф. И. Шаляпин получил отказ; Карлу Линнею прочили карьеру сапожника, а Джеймс Уатт, Гельмгольц и Свифт считались в школе бездарными; Джузеппе Верди отказали в приеме в Миланскую консерваторию, а про Вальтера Скотта профессор университета сказал: «Он глуп и останется глупым. . . » В аттестате Гегеля было указано, что он имеет хорошие способности, но мало знаний, а в философии может быть назван идиотом. Более свежий пример: в 1987 году некая Мэрилин Мах подвергла себя так называемому «тесту на интеллект» и установила мировой рекорд, набрав 230 очков; Альберт Эйнштейн набрал их всего 173. . . Перечень можно было бы продолжить.


Другие записи: