БЕГЕЛЬДИНОВ ТАЛГАТ ЯКУПБЕКОВИЧ

Дважды Герой Советского Союза Талгат Якупбекович Бегельдинов родился в 1922 году в семье крестьянина аула Май-Балык Акмолинского района Акмолинской области. Детство и юность провел во Фрунзе, где шестнадцатилетним юношей поступил в аэроклуб. После окончания аэроклуба учился в Саратовском и Оренбургском военных авиаучилищах. В январе 1943 года прибыл в действующую армию и в составе 144-го гвардейского штурмового авиационного полка воевал на Калининском, Воронежском, Степном, 1-м, 2-м Украинских фронтах. Звание Героя Советского Союза присвоено 26 октября 1944 года и вторично — 27 июня 1945 года. Его грудь украшают также ордена Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, Александра Невского и Славы III степени. В послевоенные годы окончил Военно-воздушную академию и инженерно-строительный институт,

Военным летчиком Т. Я. Бегельдинов почувствовал себя лишь весной 1943 года после девятого боевого вылета.

… Девятка «илов» в сопровождении восьми истребителей подходила к деревне Глухая Горушка, превращенной немцами в мощный узел обороны в районе Старой Руссы. Почти над целью группу встретило до шестидесяти вражеских истребителей. Соотношение сил было явно не в пользу советских соколов, и завязавшийся бой едва не стал последним в жизни Талгата. На его глазах гитлеровцы сбили все три самолета первого звена. Второе, отбомбившись, над самой землей ушло к своим. Ведущий третьего старший сержант Петь-ко был сбит, машина левого ведомого сержанта Шишкина повреждена. Сержант Бегельдинов остался один. Сбросив бомбы, он попытался на бреющем полете уйти на аэродром, но немецкий истребитель погнался за ним и стал обстреливать. Первая пулеметная очередь прошла справа, вторая — прямо над фонарем. Увидев, что в штурмовике нет стрелка-радиста, немецкий летчик решил действовать наверняка. Вновь догнав «ил» Бегельдинова, он, чтобы погасить скорость, выпустил шасси и приготовился дать последнюю очередь по своей жертве. Небывалая злость охватила Талгата.

— «Разве я беззащитный котенок? И почему до сих пор думаю только об уклонении от «мессера»?»

Резко развернув свою машину, Бегельдинов на какое-то мгновение поймал врага в перекрестье прицела и выпустил длинную очередь. «Мессершмитт» задымил, свалился на крыло и сел в сугроб на нашей территории. Вражеский летчик оказался асом, сбившим в небе Европы сто восемь самолетов. Он был чрезвычайно удивлен, что стал добычей начинающего пилота.

Второй раз смерть дохнула в лицо уже на юге, когда Бегельдинов, со стрелком Яковенко на подбитом «иле» возвращался после удачной бомбежки немецких аэродромов у Харькова. Отставшую от группы машину встретили два «фокке-вульфа» и сбили ее. Только на пятнадцатые сутки раненый Бегельдинов добрался до своей части. Блуждания по тылу врага, гибель боевого товарища не сломила Талгата. Все увереннее он чувствует себя в воздухе, все сокрушительнее становятся его удары по врагу.

24 сентября 1943 года звено лейтенанта Бегельдинова подавило зенитные батареи, а потом взорвало мост через Днепр у Кременчуга, сорвав переправу отходивших под ударами советских частей противника. 13—17 декабря 1943 года во время налетов на станции Знаменка, Каменка и Долинская Талгат лично уничтожил и повредил 2 паровоза и 7 вагонов.

С каждым вылетом зреет мастерство летчика-штурмовика. В начале 1944 года он уже штурман эскадрильи, а весной того же года становится ее командиром. За время Львовской операции эскадрилья Бегельдинова уничтожила 1 самолет, 27 танков, 42 автомашины с грузами и живой силой, 12 орудий. В Кросненской операции эскадрилья Бегельдинова, действуя на большом удалении от полка, в сложных горных условиях совершила 170 боевых вылетов без единой потери в своих рядах.

На самые трудные задания Бегельдинов всегда вылетал лично. Так было и 17 сентября 1944 года, когда поступил приказ разведать обстановку южнее Кросно. Талгат Якуп-бекович, пролетая над районом Мысцово, обнаружил замаскированные 15 танков и 10 автомашин противника. Вскоре он появился над вражеской колонной вновь, но уже во главе целой группы «илов». Их удар был сокрушительным: 7 танков уничтожено, замысел использовать колонну в качестве засады сорван. 14 октября Бегельдинов с четверкой штурмовиков обнаружил в районе Кручилово до пятидесяти автомашин противника, но когда начал их уничтожение, был атакован восемью «фоккерами» и четырьмя «мессерами». Капитан Бегельдинов своевременно обнаружил противника и, построив группу в круг, штурмовыми ударами уничтожил 7 автомашин, отбил все атаки немецких истребителей и без потерь вернулся на аэродром.

11 марта 1945 года Бегельдинов во главе группы 18 «илов» в сложных метеорологических условиях нанес точный и сильный удар по боевым порядкам гитлеровцев, окруженных нашими войсками в Бреслау (ныне Вроцлав). В последние недели войны его штурмовики громили врага на Одере и Ниде.

Последние месяцы, последние недели и, наконец, последние дни войны. Эскадрилья Талгата Бегельдинова участвует в боевых действиях в районе столицы фашистского рейха — Берлина. Одним из первых в ее небе появился «ил» Бегельдинова. На предельно малой высоте, едва не задевая крыши зданий и верхушки деревьев, облетает он городские кварталы, потом, как приказано, западные окраины, Потсдам. На карту уверенно ложатся значки батарей полевой и зенитной артиллерии, скопления пехоты и танков, поспешно сооружаемых укреплений. Радость непрерывно нарастает в сердце капитана: война пришла туда, откуда вышла, и ему, одному из многих советских воинов, доверено поставить последнюю точку. Вернувшись на аэродром, Бегельдинов тут же вновь поднимается в воздух. На этот раз вместо фотокассет его машина несет бомбы и снаряды. А за нею еще 17 грозных «илов». Летчики хорошо знали, что за их группой удар нанесут другие группы, одна за другой. Их удар был неотвратим, как приговор истории, по поручению которой они действовали. И Берлин пал, сокрушенный мощными ударами Советской Армии.

305 боевых вылетов совершил наш земляк за время войны. В воздушных боях он сбил 7 вражеских самолетов. Бомбами и пулеметно-пушечным огнем уничтожил десятки танков, орудий, пулеметов, много другой боевой техники и живой силы противника.

БЕГЕЛЬДИНОВ ТАЛГАТ ЯКУПБЕКОВИЧ

Т. Я. Бегельдинов ныне работает заместителем начальника Казахского управления гражданской авиации. Дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР.


Другие записи: