16 декабря 1929 г.1
1. До революции о каком-либо женском образовании в пределах не только территории Узбекистана, но и всей Средней Азии не приходилось говорить. Функционировавший русско-туземные училища обслуживали лишь незначительную часть мальчиков. Что же касается существовавших женских старометодных школ, то они, как и все старометодные школы вообще, НИ в коей мере не могут быть признаны дававшими какое-либо образование. Низкий процент грамотности, не превышающий в настоящее время даже 1% среди женщин отдельных местньгА национальностей, лучше всего рисует наглядную картину женского образования того времени.
Не лучше обстояло дело и в первые годы революции, когда гражданская война, голод и басмачество препятствовали развитию народного образования вообще и женского обучения в частности.
Некоторый сдвиг к лучшему в женском образовании можно наблюдать в Узбекистане только с момента нац-размежевания. Наиболее заметные результаты достигнуты в связи с развернутой кампанией по раскрепощению женщины, вызвавшей усиленную тягу к просвещению.
2. Для характеристики общего культурного уровня женщин Узбекистана приведем показатели грамотности женского населения сравнительно с мужским по некоторым национальностям (в %; данные Всесоюзной демографической переписи 1926 г.) 2.
Приведенные показатели относятся ко всем возрастным группам населения. Если выделить только возраста, подлежащие охвату школами ликбеза, то картина изменится в сторону повышения процента грамотности. По тем же данным переписи 1926 г., неграмотных женщин в возрасте 16—35 лет имеется 754 183 человека, что составляет по отношению к общему числу женщин 91,3%.
Степень вовлечения девочек в школу начального обучения за три последних года характеризуется такими данными.
По отношению к общему числу учащихся в школах I ступени девочки составляли:
1926/27 г. – 22,6%, т. е. 24 466 человек 1927/28 г. – 23,6%, » 29 154 > 1928/29 г. – 25,6%, » 36 399 »
…Установки в работе по начальному обучению девочек взяты Наркомпросом в плане ведения всеобщего начального обучения такие.
Срок для введения всеобщего начального обучения принят по республике в целом 10-летний. Таким образом, 100-процентный охват девочек школьного возраста (8—12) лет школами I ступени предположен в 1937/38 г.
На первое пятилетие плана предположено форсировать главным образом развитие специально женских школ. В то же время развертывается и совместное обучение, в первую очередь в городах и наиболее культурных районах.
Во втором пятилетии центр тяжести переносится на
Совместное обучение, и специально женские школы сохраняются лишь в особенно культурно отсталых местно-
К концу первого пятилетия, т. е. в 1932/33 г., предположено охватить школами I ступени всего 159 430 девочек.
Охват общего количества девочек школьного возраста повысится, таким образом, по сравнению с 1927/28 г. следующим образом:
Из этих цифр видно, что к концу пятилетия предположено изжить тот разрыв, который наблюдается сейчас в обслуживании школами I ступени мальчиков и девочек и выравнять соотношения между ними.
5. Применение женского труда в народном хозяйстве для Узбекистана имеет исключительное политическое и экономическое значение. Являясь могучим фактором действительного раскрепощения женщин, женский труд занимает в отдельных отраслях промышленности все большее и большее место. В 1928 г. в промышленности было занято 3 685 женщин, при этом большая часть работниц падает на шелковую промышленность (2650 человек) …
Воспроизводство квалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы идет по линии ВСНХ и по линии Наркомпроса (воспроизводится среднетехнический персонал). Вопрос подготовки (работниц] имеет наиболее узкое место в пятилетнем плане. Здесь мы наталкиваемся на общую косность быта коренных национальностей и исключительно низкий уровень грамотности женщин. В связи с этим подготовка работниц проходит исключительно медленным темпом. Прежде чем попасть в ФЗУ или техникум, женщине-работнице необходима длительная общеобразовательная подготовка начиная с ликвидации неграмотности подготовка,
Кроме того, на курсах (одногодичных и двухгодичных) обучалось в 1928/29 г. 1894 человека, из которых большая часть приходится на швейниц.
Воспроизводство квалифицированной рабочей силы ВСНХ проводит путем организации школ ФЗУ, курсов, бригадного ученичества. Наркомпросом совместно с ВСНХ в данный момент приступлено к проработке вопроса об ускоренном темпе подготовки путем перестройки программного материала.
Капитальные вложения на строительство по ФЗУ предположено ассигновать в 1929/30 г. 1 250 тыс. руб.
ЦГА УзССР, ф. Р-86, on. I, д. 5884, л. 45—55. Копия.