Из отчета Народного комиссариата просвещения Киргизской АССР за 1931 г.
1932 г.
ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ
…В 1928/29 г. во многих районах женщины не хотели пускать своих детей в дошкольные учреждения. В этом сказывалось влияние агитации бай-манапов, распространяющих сведения среди населения о контрактации детей Советской властью, как, например, в Нарынском районе. В 1930—1931 гг. в этом отношении произошел большой сдвиг. Несмотря на продолжающуюся агитацию со стороны вредителей, женщины не только охотно несут детей в дошкольные учреждения, но и во многих районах они требуют немедленного открытия таковых (например, во Фрунзенском, Беловодском). Так постепенно ослабляется влияние вредителей, и население убеждается в ложности слухов, растет сознание в необходимости существования детских учреждений, особенно в связи с распространением коллективизации, где труд женщины играет первостепенную роль.
Со своей стороны Наркомат просвещения принимал меры для укрепления пропаганды идей дошкольного воспитания среди трудящегося населения и для налаживания самой работы посылкой дошкольных работников по районам. Так, в 1931 г. в апреле к посевной кампании было послано десять человек по районам с целью провести разъяснительную работу по посевной кампании и для налаживания дошкольной работы. В некоторых районах ими были организованы курсы для подготовки дошкольных работников, в других велась подготовка кадров путем практической работы в детских учреждениях. Сеть детских площадок значительно увеличилась, и даже в отсталом Узгенском районе было открыто восемь детских площадок. В хлопковом Ара-ван-Буринском районе были открыты 22 площадки. Необходимо возможно чаще посылать инструкторов па
Районам, особенно в такие, где еще продолжается агитация вредителей и кулаков.
Только живое слово, живой пример могут постепенно разрушить это влияние и укрепить в населении правильные взгляды на назначение дошкольных учреждений.
В июне 1931 г. во время месячника культпохода были посланы по районам бригады для обследования и налаживания культурной работы. В их планы была включена и работа по дошкольному воспитанию, как разъяснительная, обследовательская, так и по дальнейшему налаживанию и развитию сети дошкольных учреждений.
ДОСТИЖЕНИЯ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. За один год значение работы по дошкольному воспитанию сильно возросло, распространилось среди трудящихся и проникло в среду коренного населения.
2. Сеть дошкольных учреждений и количество охвата детей превысили намеченное по плану на 157 детских учреждений и охват детей на 6304 человека в связи с ростом коллективизации и внедрением женского труда в сельское хозяйство.
3. Необходимо также отметить, что большинство из этих детских учреждений открывалось за счет самодеятельности колхозного населения, что играет колоссальную роль в хозяйственно-политическом отношении нашего Союза.
4. Впервые в этом году открылись в центре и по районам детские комнаты в связи с расширением пунктов ликбеза, с проведением хозяйственно-политической кампании.
5. Увеличилось количество курсов по дошкольному воспитанию: проведено десять выпусков с количеством учащихся в 364 человека, из них женщин коренного населения 52%.
6. В этом году хозяйственные, профсоюзные и общественные организации больше обратили внимания на культурную работу среди женщин, и из намеченных ими средств было [использовано] 66%/;
ПА при ЦК КП Киргизии, ф. 10, оп. 7, д. 180,
Л. 148—157.- Копия.