1907 г., февраля 12.
В дополнение моих шифрованных телеграмм 4 и 5 сего февраля доношу Вашему пр-ву, что…мною были получены сведения, что образовавшийся кружок по своему направлению вызывает некоторое подозрение, то мною было тотчас же поручено акмолинскому городскому приставу учредить негласный надзор за деятельностью его членов…
Точно определить как выработанную кружком программу, так и самую деятельность его не представляется возможности, но в то же время нельзя не придти к убеждению, что в самом недалеком будущем возможно ожидать проявления деятельности кружка в том или другом направлении и вообще надо быть готовым ко всякого рода случайностям.
Вероятно, по крайней мере на первое время, деятельность кружка будет направлена исключительно только на противоправительственную пропаганду, так сказать, на подготовку почвы для будущих революционных действий среди низших слоев населения, в особенности среди крестьян и заводских рабочих, которые более всего восприимчивы к идеям будущего социального строя и аппетиты которых на чужое добро, даровую землю и т. п. достаточно возбуждены, с одной стороны, газетами известного направления, а с другой — рассказами прибывающих переселенцев из тех губерний, где иллюминации помещичьих усадеб, грабежи монопольных лавок и разного рода экспроприации, наряду с убийствами должностных лиц, отказами платить подати и подчиняться законному порядку, свили себе особенно прочное гнездо.
Затем, простая ли это случайность или уже действительно кружок проявляет свою деятельность, сказать пока трудно, но только утром в воскресенье 28 минувшего января во многих местах города Акмолинска по улицам и площадям, в особенности около городского собора, были разбросаны в большом количестве прокламации «Российской социал-демократической рабочей партии», несколько экземпляров которых при сем представляю.
Судя по представляемым экземплярам, прокламации были 4 видов, а именно: 1) «К избирателям», 2) «Для чего идет социал-демократия в Думу», 3) «Черносотенные партии» и 4) «Самодержавие прежде и теперь».
Все эти прокламации изданы «Омским комитетом Российской социал-демократической рабочей партии» и, очевидно, доставлены в Акмолинск из города Омска, причем разбросаны были по городу как раз в тот день (28 января), когда должны были происходить в Городской думе выборы выборщика от городского населения для предстоящего избрания в гор. Омске представителя от Акмолинской области в Государственную думу.
Хотя произведенным по этому поводу дознанием не было установлено виновных, но, по некоторым данным и по агентурным сведениям, можно было заключить, что разбрасывание по городу прокламаций было делом рук упомянутого выше кружка…
Предположение, что распространение прокламаций исходило от лиц, входящих в состав упомянутого выше кружка, косвенно подтверждается еще и тем обстоятельством, что члены его в последнее время довольно открыто выражали свое политическое направление и принадлежность к революционным организациям…
Вне всякого сомнения, что разбросанные по городу прокламации попадут и в деревню, но какое они произведут там впечатление, сказать пока трудно, хотя есть достаточно оснований полагать, что они не останутся там незамеченными.
Между крестьянами уже давно распространяется кем-то нелегальная литература в виде брошюр и прокламаций самого возмутительного революционного содержания, доказательством чего может служить недавно обнаруженное воззвание социал-революционной партии у запасного нижнего чина крестьянина Верейского сел. Янкового. Произведенное об этом дознание представлено мною Вашему пр-ву при рапорте от 26 января сего года за № 26.
По имеющимся агентурным сведениям, члены кружка из числа состоящих на службе переселенческого управления при своих служебных разъездах собираются широко повести агитацию и пропаганду в среде крестьян, пользуясь выгодами своего положения…
Вообще, по полученным агентурным сведениям, следует ожидать в скором времени, в пределах уезда, серьезных осложнений на политической подкладке, но каких именно, добыть точных и определенных по этому поводу данных не представилось возможности.
О таком положении дел в уезде я счел своим долгом немедленно по телеграфу довести до сведения Вашего пр-ва 4 и 5 сего февраля.
Вместе с тем мною приняты следующие меры: а) предложено акмолинскому городскому приставу усилить надзор, установив самое действенное наблюдение за деятельностью и каждым шагом лиц, поименованных в настоящем рапорте, за подозренных в политической пропаганде и принадлежности к противоправительственным организациям. Причем немедленно докладывать мне о всяком даже малейшем проявлении их нелегальной деятельности… б) усилен полицейский надзор по всем крестьянским селениям уезда как за местным населением, так равно и за всеми подозрительными лицами, появляющимися в деревнях. Причем участковые урядники обязаны обо всем, что будет ими замечено в политическом отношении, немедленно с нарочным доносить мне…
Уездный начальник А. Нехорошков.
ЦГИА КазССР, ф. 64, д. 607. лл. 1-10.