С развитием производительных сил и размножением скота, как известно, еще в первобытные времена возникла частная собственность отдельных семей внутри рода на скот, которая привела к коренным сдвигам в жизни общества. Затем те же процессы привели кочевников к постоянному сокращению диапазона своих передвижений (кочевий). При этом за отдельными племенами уже не временно, а более или менее прочно закреплялись определенные места стоянок, кочевок, пути перегона скота. Дальнейшее развитие этого явления сопровождалось возникновением внутри племен более мелких образований и закрепления за ними земельных владений. Сперва земли закреплялись за отдельными родами. В дальнейшем в связи с развитием разложения и распада родов лучшие, с хозяйственной точки зрения, земельные участки—зимние и летние пастбища, а затем (когда начинается переход к сенокошению и земледелию) пахотные земли и сенокосные угодья или особо благоприятно расположенные части земельных угодий («койбулюки», «ко-рыки») и т. д. — постепенно перешли в пользование более мелких групп, ответвлений рода или отдельных семей. На этой почве с развитием обмена у отдельных семей появилась тенденция присвоить землю в частную собственность, с правом отчуждения (продажи).
У казахов, которые к началу XX века были уже на сравнительно высоком уровне экономического развития и прошли длинный исторический путь вначале самостоятельно, а затем в рамках русского государства, эти процессы обособления земельных владений успели продвинуться далеко вперед и превратились в своеобразную, пирамидально-концентрическую систему общинного землепользования, усложнившую взаимоотношения и взаимозависимость между отдельными группами и членами родов. При этой системе мелкие группы хозяйств, вместе пользующиеся одними или несколькими видами угодий, как составная часть входили в крупные. Например, группы хозяйств, совместно пользующиеся зимними пастбищами (кстау) или их отдельными частями, входили в большие группы, совместно пользующиеся весенними (коктеу) или осенними (кузеу) пастбищами, а все эти группы вместе входили в еще большие группы, совместно пользующиеся летними пастбищами (джай-ляу).