Определение земельных излишков

Царское правительство объявило «все земли, занимаемые кочевьями, и все принадлежности сих земель, в том числе и леса», государственной собственностью и открыто проводило политику насильственного изъятия у казахов земельных «излишков».

О том, как определялись земельные «излишки» у казахов, один из исследователей истории земельных отношений в Казахстане Т. Седельников писал следующее: «Приступая к определению земельных «излишков» по Кокчетавскому уезду, он (руководитель экспедиции Щербина) не только не поставил требования, чтобы предварительно было сделано посредством межевания точное приведение в известность всех земель и утверждено спокойствие владельцев в лице отдельных обособленных киргизских общин, но даже нашел возможным обойтись для первого раза совсем без всяких межевых технических работ, без всяких мало-мальски приличных плановых материалов.

Не будучи сам сколько-нибудь компетентным в межевом деле и не имея в числе своих сотрудников ни одного специалиста-землемера, он удовлетворился тем, что нанес на 10-верстку, не выезжая в поле, словесные показания киргизов о границах их пользования, и полученные им таким путем ни с чем не сообразные, фиктивные площади принял за «площадь киргизского землепользования». Эти «площади» были определены настолько «точно и верно», что там, где, по данным Щербины, числилось 25 000 десятин, в натуре оказывалось иной раз всего 6000 десятин, и обратно.

И вот после такого фантастического «приведения в известность» земель Кокчетавского уезда г. Щербина нисколько не затруднился определить для него нормы».

Не лучше поступали при определении так называемых земельных «излишков» и другие экспедиции, которые в угоду переселенческим чиновникам стремились во что бы то ни стало найти возможно большую площадь «свободной земли». Эти чиновники делили все земли на две категории — годные и негодные. При этом в общую площадь годной земли включались громадные пространства болотистых камышовых зарослей, каменистых предгорий, заросших колючим кустарником, каменистые, не пригодные к орошению степи, овраги и т. д. Все это делалось без всяких оговорок, лишь бы доказать, что в пользовании казахов имеются громадные излишки земли.

Переселенческие власти, стараясь выполнить волю царя, грабили казахов, сгоняя их с насиженных мест. Они не удовлетворялись ограблением местного населения «по закону», сплошь и рядом нарушали даже драконовский закон о порядке изъятия «излишков» земли у казахов.


Другие записи: