Захват земель у казахов

Очень яркую картину оголтелого произвола рисует ревизия Палена, установившая несколько из ряда вон выходящих фактов захвата земель у казахов. В своем отчете Пален указывает, что чиновники Переселенческого управления, не считаясь с интересами казахов, устанавливали для них нормы землепользования и на основе их решали вопрос об изъятии у местного населения «излишних» земель для передачи переселенцам.

Переселенческое управление, — писал Пален в своем отчете, — все свои исчисления об излишках годных земель, находящихся в пользовании киргизского населения в волостях, где проектируются переселенческие участки, строит на двух голословных критериях: на числе кибиток, показанных по переучетным спискам, и на никаким законом не утвержденном, а лишь частным образом санкционированном бывшим генерал-губернатором, генерал-лейтенантом Субботичем сорокадесятинном наделе на среднее киргизское хозяйство ».

Пален в своем отчете так описывает процесс массового смещения казахов: «При изъятиях в широких размерах допускается не только смещение отдельных киргизских хозяйств и мелких хозяйственных аулов с зимовых стойбищ, а целых сотен таких хозяйств. . . при образовании участков Краснореченского, Новопокровского и Бейтиковского допущен снос трех мечетей. Такие массовые смещения происходят отчасти вследствие того, что чины партии отчуждают сразу в одном куске громадные площади мерою нередко 10 тысяч десятин, тогда как образование участков на меньших площадях, но в разных местах, значительно ослабило бы это противозаконие, оскорбляющее правое чувство всего населения».

В начале 900-х годов в Восточном Казахстане около 100 тысяч казахских хозяйств было лишено удобной земли. Поэтому они вынуждены были на кабальных условиях арендовать эту землю у казачьего офицерства и кулачества. В 1905—1910 годах более 640 аулов (48, 5 процента всех аулов Петропавловского уезда) арендовали пастбищные и сенокосные угодья у казачества и кулаков-переселенцев.

Запас земель для переселения имелся. При правильной, хозяйственно целесообразной организации переселенческого дела, при затрате необходимых средств на освоение новых земель переселение на окраины, прежде всего в Казахстан, могло иметь известное значение как для колонизируемых районов, так и для всей России. Но вместо того, чтобы поднять новые, никем не освоенные земли, царское правительство образовало земельные фонды для переселения крестьян из внутренних губерний России разбойничьим способом. В переселенческий фонд отбирались земли с оросительнойсистемой, с культурными насаждениями, зимовками и т д. Всего к 1917 году в Казахстане в пользу колонизационного фонда было изъято примерно 45 миллионовдесятин земли.

Для освоения новых земель требовались время, труд и деньги. Царское правительство предпочитало сгонять тысячи казахских хозяйств с их родной земли и устраивать на них переселенцев. Переселенческая политика царизма сама по себе была реакционной. Она несла казахским трудящимся нищету и разорение.

Но из России на окраину переселялись главным образом разоренные или стоявшие на пути к разорению середняки и бедняки. Они не несли ответственности за реакционную колонизаторскую политику царизма в Казахстане. Огромная масса русских и украинских крестьян-переселенцев, бежавших в казахскую степь от страшной нужды на родине, не была заинтересована в захватнической политике царского правительства.

Колонизация казахской степи, вопреки реакционным целям переселенческой политики царизма, имела прогрессивные последствия. Она способствовала развитию капиталистических отношений в ауле, более совершенных форм хозяйства, переходу к оседлости и земледелию. Были созданы условия сближения казахских трудящихся с русским народом для совместной борьбы против общего врага — царизма и капитализма.

Такова была в общих чертах социально-экономическая обстановка в ауле в начале XX века.


Другие записи: