Что из себя представляло на деле восстановление бывших концессионных предприятий в Казахстане, наглядно показывает пример восстановления Риддера—бывшей английской концессии Л. Уркварта. По воспоминаниям старых рабочих, этот процесс рисуется в следующем виде: «Концессионеры не просто ушли с рудника, напоследок они решили нагадить и затопить рудник водой. Рабочие откачивали воду и по указанию Владимира Ильича
Ленина возобновили на шахте работу. Началась трудная пора восстановления. Однако Уркварт не забыл о Риддере. Почти десять лет спустя, в августе 1929 года, руками своих презренных наймитов Уркварт сжег рудо-обогатительную фабрику. Казалось, снова тень иноземного хищника и авантюриста прошла по риддерской земле.
Сразу после пожара на пепелище началась стройка. Работали день и ночь, не ходили домой. Коммунисту Тузовскому, ныне дежурному слесарю и надсмотрщику дробильного отделения, и его товарищам жены приносили на строительство завтрак, обед и ужин. Фабрика была построена в течение полутора месяцев,—в десять раз рабочие сократили намеченный срок ее восстановления. Когда пустили в действие новую фабрику, горняк Белозерский на митинге сказал: «Пусть не забудет Уркварт, что его фанерная фабрика сгорела, а наша каменная не сгорит, и пусть еще не забудет английский господин, что мы его прогнали, как пса».
Такие же варварские разрушения, как на Риддере, имели место и на других предприятиях Казахстана. Так, в Караганде после ухода англичан в 1920 году осталась взорванная шахта «Джим», затопленная шахта «Герберт», одно заводское здание без крыши, два старых котла, три земляных дома под соломенной крышей. Разрушены были также шахты Экибастуза, Спасская обогатительная фабрика. На Успенском медном руднике концессионеры затопили шахты и сожгли обогатительную фабрику, затопили Зыряновский рудник и др. Таким образом, были разрушены, уничтожены или повреждены все главнейшие предприятия Казахстана.
Только на Эмбе благодаря бдительности и сопротивлению рабочих-нефтяников, поддержанных стремительным натиском Красной Армии, капиталисты не смогли осуществить своего разбойничьего намерения — сжечь и уничтожить хозяйство нефтяных промыслов. Об этом специально писал М. В. Фрунзе в своем телеграфном донесении на имя В. И. Ленина о состоянии Доссороких нефтяных промыслов после их освобождения Красной Армией.
Отсюда ясно видно, что, по существу, дело шло не о восстановлении старых, в большинстве случаев уничтоженных, а о постройке новых предприятий. Если даже некоторые предприятия и сохранились, то они были настолько примитивными и отсталыми, что не могли служить базой промышленности. Поэтому процесс восстановления народного хозяйства в Казахстане включал в себя элементы реконструкции в большей мере, чем в других районах Советского Союза. Так, согласно вышеприведенным данным, Эмбенские нефтяные промыслы в восстановительный период повысили добычу нефти свыше чем и два раза по сравнению с 1913 годом.
В 1926 году в районе Семиз-Бугу открыто корундовое месторождение, разработка которого началась со следующего года. Проведена большая работа по изучению и разработке сульфатов Арала и Карабугаза. Построены небольшие электростанции в городах Алма-Ате и Уральске, расширены Кустанайокая и Петропавловская. Начато строительство гидроэлектростанций Гурьевской, Хари-узовской и Ульбинской. Многие предприятия легкой и пищевой промышленности были реконструированы. Достаточно сказать, что из 175 национализированных предприятий легкой и пищевой промышленности 114 представляли кожевенные заводы, из которых к концу восстановительного периода работали только 13, но продукции они давали в 2,5 раза больше, чем все предприятия до революции. Началось строительство кожевенного завода и суконной фабрики в г. Семипалатинске. Был построен лесопильный завод в поселке Илийском с годовой производительностью до 60 тыс. куб. метров пиломатериалов. Проведена лесовозная ветка в Коску-дукскую саксаульную дачу, являющуюся топливной базой Алма-Аты, построены кирпичные заводы в Семипалатинске и Уральске с годовой производительностью до 6 млн. штук кирпича каждый, построен механический завод в Петропавловске с годовой производительностью 800 тонн литья.
Сравнительно высокое развитие получил железнодорожный транспорт. Еще в 1918 году была начата постройка железной дороги Чидерты — Семипалатинск, в 1919 году Александров-Гай — Эмба. В восстановительный период началось сооружение линий Петропавловск — Кокчетав — Боровое, Славгород — Павлодар, Алма-Ата — Фрунзе. Эти дороги открыли выход из сельскохозяйственных районов, богатых хлебными запасами и животноводческой продукции, к железнодорожным магистралям.