Борьба между различными родами за землю

Важно отметить, что борьба между различными родами за землю была по форме родовой, а по содержанию классовой. Как свидетельствуют факты, победа в этой борьбе всегда укрепляла позиции эксплуататорской верхушки рода, ибо захваченные у другого рода земли в конечном счете использовались феодально-байскими элементами, на них паслись главным образом их стада. Бедняки, участвовавшие в борьбе против другого рода, мало выигрывали от нее, и, более того, такая борьба отнюдь не облегчала их тяжелое положение. Наоборот, захваченные земли становились источником дальнейшего обогащения баев и, следовательно, они способствовали усилению гнета рядовых членов рода. Еще больше страдали от родовой борьбы бедняки побежденного рода. Дело в том, что бай, потерявший часть земель, всегда мог восполнять ее за счет участков, которыми пользовались его бедные сородичи, еще больше усилив их эксплуатацию.

Таким образом, родовая борьба за землю в конечном счете задевала классовые интересы баев и бедняков, способствовала росту возмущения трудового аульного населения против байского произвола, усилению их ненависти к феодально-байским слоям аула и постепенному пробуждению их классового самосознания.

Классовая борьба в казахской степи в рассматриваемый период развертывалась не всегда в такой завуалированной форме, как родовая борьба. Она иногда принимала и открытый характер. Байские зимовки нередко поджигались в то время, когда их владелец со своей семьей уходил на джайлау. Наблюдались случаи, когда бедняки, независимо от родовой принадлежности, пускали палы на байские сенокосные угодья или сжигали сено, заготовленное на зиму для подкормки молодняка. Нередко бедняки угоняли у баев скот и лошадей.


Другие записи: