Несмотря на наличие элементов революционности в крестьянстве, его движение самостоятельно не может привести к освобождению трудящихся, что объясняется условиями производственной деятельности крестьян, которая не связывает их взаимными отношениями, а изолирует друг от друга. Роль крестьян в производстве определяет своеобразное положение их и в политической жизни. «Поскольку миллионы семей живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов, — они образуют класс. Поскольку между парцельными крестьянами существует лишь местная связь, поскольку тождество их интересов не создает между ними никакой общности, никакой национальной связи, никакой политической организации, — они не образуют класса»1.
Такое положение крестьян в производстве определило его двойственную природу: как труженик — крестьянин сближается с рабочим, как собственник — тянется к буржуазии. Однако коренные интересы рабочего класса и трудящегося крестьянства в борьбе против эксплуататоров совпадают. На этой основе создается союз рабочих и крестьян под руководством рабочего класса.
Союз рабочего класса и крестьянства угнетенных национальных окраин, в том числе и Казахстана, закономерно складывался в их совместной борьбе против общего врага — царизма и капитализма. Прочной основой этого союза являлось объективное экономическое положение обоих классов, наличие общих интересов рабочих и крестьян в их революционной борьбе за своеосвобождение. На монополистической стадии своего развития капитализм создает систему чудовищного угнетения и эксплуатации трудящихся, невиданного ранее национального гнета и порабощения подавляющего большинства человечества господствующими классами немногих великих держав. В результате этого усиливается и в огромных масштабах нарастает борьба угнетенных народов колоний и полуколоний против международного капитала.
В недрах национально-освободительного движения народов угнетенных стран заложена величайшая революционная энергия. Отсюда следует возможность и необходимость соединения пролетарского движения в капиталистических странах с мощным национально-освободительным движением в колониях и зависимых странах в общий поток борьбы против империализма. В. И. Ленин еще до победы Великой Октябрьской социалистической революции писал: «Социальная революция не может произойти иначе, как в виде эпохи, соединяющей гражданскую войну пролетариата с буржуазией в передовых странах и целый ряд демократических и революционных, в том числе национально-освободительных, движений в неразвитых, отсталых и угнетенных нациях»1. В. И. Ленин неоднократно указывал, что «чистой» социальной революции никогда не бывает, а тот, кто ее ждет, тот революционер на словах, не понимающий действительной революции.