Революционные события, происходившие как во всей стране, так и в городах Казахстана, доходили до казахских аулов, жители которых постоянно общались с казахскими рабочими, испытывали влияние их революционных выступлений. При этом необходимо учитывать и то обстоятельство, что такие города, как Перовск, Казалинск, Туркестан, население которых в основном состояло из казахов, были расположены среди казахских аулов. Несомненно и то, что в большинстве уличных демонстраций и митингов, устраиваемых рабочими, принимали участие и жители аулов, находящихся в нескольких километрах от городов, а через них об этих событиях узнавали и в дальних аулах.
В этой связи большой интерес представляет кор-респонденция, опубликованная в газете «Русский Туркестан» 4 ноября 1905 года. В ней сообщалось о манифестации и митингах, происходивших в те дни в Пе-ровске: «. . . По городу прошла [под] красным флагом волна манифестантов. Во время пути говорились речи. Пройдя все улицы, манифестанты отправились на митинг в помещение вокзального продовольственного склада. Председателем митинга был выбран студент Никольский. Собрание открылось речью оратора, который в кратких чертах нарисовал картину освободительного движения в России в продолжение пятидесяти лет.
На этом собрании была образована комиссия для помощи нуждающимся рабочим. Тут же было собрано 203 рубля 6 копеек, которые и были переданы председателю комиссии. Кроме того, была послана телеграмма в Петербург и Ашхабад в бюро Союза железнодорожных служащих. Сходка была перенесена на следующий день.
Председателем был выбран рабочий М. Митинг открылся речью председателя прошлого собрания, который указал на несостоятельность реформы 1861 г., на развитие фабричного производства в России, эксплуатацию рабочего у нас и на Западе, несостоятельность Государственной думы, основанной на имущественном цензе. Собрание прошло очень оживленно, было много посторонней публики. . . »1Газета «Русский Туркестан» в статье, опубликованной 2 ноября 1905 года, сообщала о забастовке рабочих и служащих Оренбургско-Ташкентской железной дороги, которая охватила почти всю южную часть ее, где живут в основном казахи2. Забастовка проходила на станциях Перовск, Соло-Тюбе, Чиили и Туркестан. 29 октября «в 50 верстах от Перовска на ст. Соло-Тюбе задержан пассажирский поезд, вышедший в пятницу из Ташкента, — сообщала газета, — поддерживать движение по всей линии одними ташкентскими бригадамине удалось» .
Забастовка железнодорожников по всей линии проходила на глазах трудящихся аулов, и, более того, многие ее участники жили в аулах.