ЖЕНЩИНЫ УЗБЕКИСТАНА АКТИВНО ВКЛЮЧАЮТСЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Из доклада ЦК УТБ при ЦИК Узбекистана

Не ранее 27 октября 1927 г.

Октябрьская революция, уничтожившая правовое и экономическое неравенство женщин, открывшая перед женщинами широкие возможности фактического участия наравне с мужчинами во всех отраслях строительства, для женщины-узбечки, совершенно бесправной, отстраненной в силу бытовых условий Востока от всякого соприкосновения с внешней жизнью, с жизнью общества и государства, явилась освобождением прежде всего от бытового рабства.

Октябрьская революция вывела женщину-узбечку из тесного, замкнутого круга исключительно семейных отношений и интересов. Она дала ей возможность осознать себя человеком, перед которым открыты пути культурного развития, свободного труда, и создала условия, облегчающие действительное осуществление женщинами полученных ими прав.

Слишком глубокая культурная отсталость женщины Узбекистана, слишком явственные следы недавнего угнетения и бесправия и живучесть бытовых предрассудков дали по сравнению с другими частями Союза замедленный процесс втягивания женщин Узбекистана в дело строительства.

Но все же этот процесс начат, раскрепощение охватывает все большие и большие круги женского населения, растет цифра женщин-работниц па многих участках государственной стройки.

Первые сведения об участии женщин в советской работе в Узбекистане относятся к 1924 году и содержат в себе данные о вовлечении женщин в выборы Советов.

С этого момента в продолжение трех лет советского строительства наблюдается беспрерывный рост тяги женщин к делу советского строительства.

Так, в результате избирательной кампании 1924 г. в [состав] сельсоветов вошло лишь 25 женщин, или 3,7% к общему количеству членов сельсоветов. Участие женщин в работе Советов еще только в 1924 г. равнялось нескольким единицам.

Сравнение цифр участия женщин в работе Советов

1924 г. с цифрами 1925 г. в целом проведено быть не может в силу неполноты статистических сведений кампании 1924 г.

Но отдельные разрозненные сведения говорят о значительном росте женской активности на протяжении всего лишь одного года.

Избирательная кампания 1925 г. дала в составе одной Ташкентской области уже 402 женщины, что составляет 15,2% от общего количества членов сельсоветов области.

В Фергане количество избранных в составы сельсоветов составляло 6,6%, что по сравнению с итогами избирательной кампании 1924 г. в Фергане дает увеличение в 167г раз.

На волостных съездах Джизакского уезда в кампанию 1925 г. участие женщин равнялось 4,83% от общего количества участников, тогда как в кампанию 1924 г. участие женщин на тех же съездах равнялось 1,17%.

Кампания 1925 г. дала участие женщин в выборах, равное 7,2%, и участие женщин в составе Советов, равное 6,4%.

Это повышение интереса и стремление к личному участию женщин в выборах еще более значительные размеры приняли в кампанию 1926 г.

В эту кампанию работа по вовлечению женщин [в] выборы приняла небывалые для Узбекистана размеры. Были организованы специальные предвыборные женские собрания в количестве 425 с участием 30 395 женщин. Все агитматериалы кампании включали вопрос о труженицах. Помимо этого были изданы материалы, посвященные исключительно вопросу вовлечения к участию в работу Советов дехканок и работниц. В проведении кампании участвовали женщины-агитаторы, самое деятельное участие приняли в ней женотделы.

В кампанию 1926 г. женщины дали 9% участия в предвыборной агитационной кампании от общего количества принимавших в ней участие. Из общего количества присутствовавших на предвыборных собраниях 61 680 составляли женщины.

Участие женщин в выборах достигло 16,2% от общего количества избирателей. Завершением активного участия женщин в предвыборной кампании и в самих выборах явилось избрание 30 904 женщин в составы сельсоветов республики, что составляет 12,8% от общего количества избранных.

В условиях Узбекистана такой высокий процент участия женщин в составе советских органов власти является необычайным.

Еще более значительные результаты в смысле вовлечения женщин в работу Советов дали перевыборы горсоветов. Участие женщин в выборах горсоветов было равно 28,3% от общего количества избирателей. В составы горсоветов вошли 868 женщин, или 18% от общего количества избранных в члены горсоветов.

Таким образом, цифры последней кампании по сравнению с цифрами предыдущей говорят о значительном повышении процентов участия в выборах женщин — с 7,2% в кампании 1925 г. до 16,2% в кампании 1926 г.— и о повышении процента женщин в составах сельсоветов с 6,4% в 1925 г. до 12,8% в 1926 г.

Последняя избирательная кампания дала 25 женщин— председателей сельсоветов, что составляет 1,4% от общего количества председателей сельсоветов республики.

Таковы цифры участия женщин в выборах и в составах Советов.

Вопросам участия женщин в практической работе Советов в настоящее время всеми советскими органами власти уделяется исключительное внимание…

В последнее время усиленно разрабатываются и проводятся в жизнь мероприятия по повышению политического уровня женщин, работающих в Советах, по вовлечению их в практическую работу Совета.

Этими мероприятиями являются: организация специальных совещаний женщин — членов Советов с проработкой на них практических вопросов деятельности Советов, нагрузка женщин строго конкретными и индивидуальными заданиями, установление контроля за выполнением этих заданий, учет женской активности по цифрам посещаемости собраний, заседаний и совещаний.

Не менее значительные достижения имеются и в области вовлечения женщин в судебную работу.

Еще три года назад женщина на поприще судебной работы была редким, единичным явлением.

О громадном росте участия женщин в судебной работе за эти годы убедительно говорят цифры последних перевыборов народных заседателей.

Произведенные по всем округам республики, за исключением Хорезма, перевыборы дали 22 817 переизбранных народных заседателей, причем 4589 из них женщин.

Даже в таких отдаленных округах, как Сурхан-Дарья, Кашка-Дарья, кампания по перевыборам народных заседателей дала благоприятные результаты. В Су-рхан-Дарьинском округе из 960 народных заседателей 96 женщин, в Кашка-Дарьинском округе из 1805 — 297 женщин.

В условиях отсталых отдаленных округов, где женщина еще не раскрепощена, эти цифры являются показательными.

Таковы немногие цифровые данные об участии женщин в работе суда и Совета, которые убедительно говорят о происшедшем сдвиге и все растущем, расширяющемся процессе втягивания женщины в советское строительство…

ЦГА УзССР, ф. Р-86, on. 1, д. 4432, л. 26—30. Копия.


Другие записи: