Из информации ЦИК Таджикской ССР
1928 г.
В 1928 г. только в сельских Советах Таджикистана работало 957 женщин, а в 1925—1926 гг. их было всего 43.
В сентябре текущего года организованные ЦИКом курсы для женщин — членов [Советов] дали первый в Таджикистане выпуск женщин, получивших теоретическую и практическую подготовку для работы в области советского строительства.
Организация курсов являлась необходимой мерой, так как женщины, избранные в состав органов власти, были совершенно не подготовлены к советской работе. Эта неподготовленность женщин неизбежно явилась бы крупным препятствием в практической работе И в отдельных случаях могла превратить участие женщин в работе Советов в чисто номинальное.
Целевая установка курсов заключалась в том, чтобы из женщин, которые, как правило, пришли в Совет совершенно неподготовленными, несведущими, сделать советских работников, свободно разбирающихся в вопросах работы низового органа власти.
Курсы должны были повысить общественно-политический уровень женщины — члена Совета и активистки и привить ей навыки практической советской работы. Оправдали ли курсы свое назначение? В итоге работы курсов 28 женщин — членов [Советов] и активисток, закончивших курс обучения. 28 женщин из Душанбе, Куляба, Каратага, Оби-Гарма, Сарай-Камара, Кокташа благодаря курсам ликвидировали свою неграмотность и малограмотность, получили общее представление о политике партии и Советской власти в отношении кишлака и аула, ознакомились с работой в области раскрепощения женщины.
Курсы разъяснили им построение, задачи и содержание работы советского аппарата, дали навыки несложной канцелярской работы (составление протокола, отчета, заявления).
Помимо учебной программы с курсантками была проведена внеучебная работа — экскурсий на хлопковый завод, промкомбинат, в колхоз, в Совет, в женскую пошивочную артель, в женлавку… 17 женщин, окончивших курсы, были отправлены на работу в низовые органы власти и в кооперативные организации, 11—в женский медицинский техникум и советскую партийную школу.
Таким образом, курсы в основном успешно справились с задачей подготовки низового совработника.
Но этот первый шаг имел и свои недочеты, которые должны быть учтены в интересах лучшей постановки работы курсов в будущем. Не останавливаясь на недочетах чисто организационного порядка (несвоевременность сбора курсанток, неопределенность численного состава курсов, неналаженность практических занятий), следует отметить такой крупный недочет, как небрежный персональный подбор курсанток.
Только 9 из 28 пришедших на курсы и окончивших их были грамотными: 10 до курсов прошли только ликбез, и остальные 9 были абсолютно неграмотными. Неизбежным следствием этого явились пониженная успеваемость и необходимость увеличения количества часов для общеобразовательных предметов за счет политграмоты.
К ошибкам подбора следует также отнести и то обстоятельство, что среди курсанток было слишком большое количество домохозяек.
Далее, следует признать не вполне целесообразным такое использование курсанток, когда почти половина их направляется в учебные заведения, тогда как непосредственная цель курсов заключается в том, чтобы дать подготовленного работника в низовой аппарат.
Проведение курсов для подготовки женщин — членов Советов и активисток следует признать одним из наиболее действенных методов повышения уровня знаний работниц низового аппарата.
В интересах большей продуктивности работы курсов в будущем необходимо наряду с улучшением постановки учебной части принять меры к лучшему подбору кандидатур учащихся но признаку социальному и образовательному, а также усиление воспитательной работы на курсах.
ЦГА ТаджССР, ф. 10, on. 1, д. 380, л. 30. Копия.