ИЗ СТЕНОГРАММЫ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТРУДА И БЫТА ЖЕНЩИН ВОСТОКА ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ ЦИК СССР О ПРОВЕДЕНИИ В ЖИЗНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БЫТОВЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

31 мая 1929 г.

Ишкова1: Переходим ко второму вопросу порядка Дня —к докладу ЦИК УзССР о практике проведения в жизнь законодательства по бытовым преступлениям. Слово имеет тов. Абидова2.

Абидова (говорит по-узбекски).

Кульбешеров (перевод доклада т. Абидовой).

Тов. Абидова в своем докладе говорит, что всем здесь присутствующим хорошо известно, в каком положении находились женщины в отсталых среднеазиатских республиках. В первое время после революции, когда мы занимались вопросами раскрепощения женщин, эта работа не была еще так развернута. Впервые вопрос серьезно поставлен только в 1927 г. В 1927 г. все советские и партийные органы поставили во всей широте вопрос раскрепощения женщины.

После 1927 г., вообще за последнее время, мы имеем обострившуюся классовую борьбу в кишлаках, с одной стороны, а с другой стороны, раскрепощение женщины. Обострению классовой борьбы способствовала проводимая в Узбекистане земельно-водная реформа. В первое время была масса убийств именно на этой почве. Тов. Абидова говорит, что, по сведениям окружных судов, всего убитых в 1928 г. — 203а если считать незаконченные дела и те преступления, которые не были раскрыты, то число убийств еще больше. Из этого видно, какая классовая борьба, какое сопротивление оказывается и со стороны мужской части населения. Надо сказать, что в этой борьбе используются и батраки. Каким образом? Лишенные земельно-водных наделов и ряда других привилегий и льгот кулаки, баи агитируют бедноту восстать против мероприятий партии и Советской власти. Используя религию, они убеждали бедноту, что, если она будет бороться против раскрепощения женщины, она попадет в рай. Таким образом, неграмотные, забитые батраки часто шли на эту агитацию и совершали убийства.

Затем она останавливается на том, что в наши судебные административные органы попали чуждые нам элементы, что затрудняет всю работу, так как эти элементы прикрывают безобразия, которые творятся сплошь и рядом. Такие элементы тормозили разрешение тех или других дел, а иногда просто их прекращали. (Приведенные ею цифры не записаны, потому что они в письменном докладе приведены.) Далее она останавливалась на том, что ряд дел, которые должны были рассматриваться… по тем или другим причинам прекращался. Это объясняется опять-таки тем, что в аппаратах имеется чуждый элемент. И лишь благодаря своевременному принятию соответствующих мер со стороны партийных и советских учреждений Узбекистана эти лица были сняты с работы и привлечены к ответственности и суду за бездействие, за укрывательство и т. д. Сейчас во все эти учреждения втянута для работы более бедняцкая часть населения.

Теперь о народных заседательницах. Тов. Абидова говорит, что почти 50% народных заседателей составляют женщины, а остальные 50%— мужчины, главным образом бедняцкой среды…

ИЗ СТЕНОГРАММЫ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ТРУДА И БЫТА ЖЕНЩИН ВОСТОКА ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ ЦИК СССР О ПРОВЕДЕНИИ В ЖИЗНЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО БЫТОВЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Далее она останавливается на Бухаре. Она указывает, что в судах Бухарского округа обнаружено 11 дел по калыму и выдаче замуж малолетних, а когда загс проверил, то нашли 142 случая. Это показывает, насколько несерьезно наши судебные органы подходили к этим вопросам. Она приводит такой случай: в Самаркандском округе, в Ак-Дарьинском районе, родители, обещая выдать свою дочку замуж за одного батрака, эксплуатировали этого батрака в течение четырех лет. И другой случай, когда заставили одного батрака шесть лет работать, обещая выдать дочь замуж, но в конце концов дочка не захотела выйти замуж за этого батрака, и этот батрак ее изнасиловал…

[Вопрос]: Какой вид преступлений наиболее распространен в Узбекской ССР?

Председатель: У меня такой вопрос: чем объясняется слабое проведение в жизнь законодательства по бытовым преступлениям, только ли слабостью судебных органов или другими причинами? Считаете ли вы, что все имеющееся законодательство по бытовым преступлениям, главным образом относящееся к калыму, многоженству, увязано с местными экономическими условиями. Нет ли какого-нибудь противоречия, нет ли перегибов в применении этих законов? И последний вопрос у меня такой: Достаточно ли развернута работа среди населения, особенно среди мужчин, по разъяснению существующих законов. Вот в тех местах, где особенно распространено убийство женщин, ведется ли ка-

Кая-нибудь работа Советами, профессиональными, кооперативными, комсомольскими и другими организациями по разъяснению законов.

[Вопрос]: Имеются ли при Народном комиссариате юстиции юридические курсы, а если имеются, то какое количество в них, в процентном отношении, женщин? И обращают ли женотдел и ЦИК внимание па выдвижение женщин в народные заседатели?

Председатель: Есть ли среди женщин народные судьи и прокуроры?

Лбидова: Женщины, прокуроры и народные судьи, у нас есть: три женщины—народные судьи и одна Женщина — помощник прокурора —в Самарканде, в Старом городе.

Юридические курсы у нас есть в Ташкенте и Самарканде: годичные —в Самарканде, двухгодичные — в Ташкенте. Женщин там мало. Я не помню,., сколько женщин в этом году на курсах в Ташкенте, кажется, человек около десяти, в Самарканде семь женщин-узбечек. За последнее время процент женщин на этих курсах поднялся.

Теперь относительно народных заседателей, около 50%—женщины. Какая ведется среди них работа? Создаются кружки, которые занимаются один-два раза в неделю, там читаются лекции по законности и другим вопросам, конечно при женских клубах также есть юридические кружки.

Разъяснительная работа среди мужчин производится, особенно во время выборов народных заседателей. Эта работа ведется главным образом среди рабочих в городе, в кишлаках это сделать очень трудно. Раньше у нас существовал Союз «Кошчи», теперь его нет, есть бедняцкая организация, и там ведется разъяснительная работа. В женских уголках ведется разъяснительная работа о Кодексе законов о семье, браке и опеке, разъясняются советские законы и шариатские законы…

ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 21, д. 680, л. 100—101. Копия.


Другие записи: