Выступление Ш. Гаибджановой 2 на I съезде Коммунистической партии (большевиков) Узбекистана.
7 февраля 1925 г.
На нашем историческом съезде выступил с большим докладом т. Калинин. Как вам известно, до сего времени связь бывшей Туркреспублики, Бухары и Хорезма с Москвой была чрезвычайно слабая. С образованием Узбекской Советской Социалистической Республики эта связь усилилась, и мы счастливы, что вступили в Союз Советских Социалистических Республик. На нашем съезде впервые участвует вождь трудящихся т. Калинин, и мы это можем только горячо приветствовать.
В своей речи т. Калинин говорил относительно работы Компартии среди женщин и приводил в пример ту работу, которая была проведена в этой области в Старом Ташкенте. Конечно, работа, которую мы провели среди узбекских девушек и женщин-работниц, чрезвычайно мала и удовлетворить нас не может, но главной причиной этого служат отсталость населения и темнота его. Это было нам оставлено в наследие от царского правительства. Женщина-работница со дня образования Советской власти здесь, в Средней Азии, немного приблизилась к советскому строительству, но все же широко работу мы развернуть еще не смогли. За последнее время мы имели некоторые успехи. Необходимо эти успехи закрепить. На таком историческом съезде, как I съезд Коммунистической партии Узбекистана, мы должны наметить линию, которая даст возможность в дальнейшем закреплять и усиливать работу среди узбекских девушек и женщин.
Если касаться наших клубов, детских яслей и т. д., то их мы открываем весьма мало, так как для их организации нужно очень много денег, а денег у нас нет. Когда мы открываем где-либо клуб, приходится бегать везде и всюду за оказанием поддержки и содействия. Мы очень просим, чтобы в дальнейшем на клубную работу и детские лечебницы было обращено большее внимание, и, по возможности, просим, чтобы их приняли и зачислили на госбюджет. Только тогда мы сможем усилить работу, и тогда только мы сможем проявлять инициативу, что и положено в основу в Старом Ташкенте и некоторых других крупных городах Узбекистана.
Семь лет назад женщины Узбекистана были совершенно угнетены. Теперь мы видим на нашем I Всеузбек-ском съезде партии несколько делегаток, а также имеем несколько делегаток на будущий советский съезд. Конечно, это тоже устроить нас не может, мы должны делать так, чтобы в советское строительство были вовлечены поголовно все женщины, чтобы они принимали горячее, активное участие в строительстве Советской власти в Узбекистане. Нужно их привлекать в кооперативное дело и на другую работу наравне с мужчинами.
Теперь относительно ликвидации безграмотности среди женщин и открытия школ для девушек и женщин. Эта работа, как вам известно, только начинается. Необходимо поэтому обратить серьезное внимание на усиление ее. Мы очень просим, чтобы на эти школы были выделены большие материальные ресурсы и то же самое на учебные пособия, без чего развернуть работу нельзя, а мы имеем очень большой процент безграмотных среди наших женщин. Об этом очень много говорили, и, по всей вероятности, мы будем еще не раз говорить на дальнейших наших съездах, но на таком историческом съезде, как I съезд нашей партии Узбекистана, мы должны уделить большое внимание этой важной отрасли работы.
Я очень прошу, чтобы делегаты съезда большое внимание уделяли этому и дали возможность нашим работникам развернуть работу и провести ее по пути, начертанному нашим вождем и учителем товарищем Лениным. Женщины Востока готовы. Они будут идти по дороге, которая начертана Коммунистической партией, только дайте нам возможность, чтобы мы могли развернуть начатое дело.
«Первый съезд Коммунистической партии (большевиков) Узбекистана». Стенографический отчет. 6—12 февраля 1925 г. Ташкент, 1925, стр. 44—45.