Конечно, нельзя не принимать во внимание местные условия, материальные возможности здравоохранения. Но. с учетом создаваемых в стране диагностических центров, надо и на эту проблему взглянуть шире, имея в виду день завтрашний, а не вчерашний.
На селе, в отдаленном районе врач должен владеть электрокардиографией в большем объеме. Но и в городе и на селе любому врачу (не только терапевту) следует прежде всего привить понимание того, когда она необходима. Это можно отнести и к другим методам диагностики. Если мы хотим, чтобы участковые терапевты обрели уверенность в себе, если мы хотим поднять престиж поликлинической помощи, необходима определенность в требованиях к уровню знаний. Важнейшая задача — четко очертить круг болезней, дифференциальную диагностику и лечение которых врач первой линии должен знать безупречно. Необходимо осознать, какая информация ему нужна, чтобы приносить пользу, и от чего надо отказаться, чтобы полузнания не вредили.
Почетный профессор Вашингтонского университета Р. В. Beeson опубликовал статью с весьма длинным, но поучительным названием: «Когда медицинское образование направлено на то, чтобы дать как можно больше знаний, достичь удается немногого». Эсхил за 500 лет до н. э. выразил эту мысль лапидарнее: «Мудр — кто знает нужное, а не многое». Минздрав СССР принимает сейчас решительные меры к коренному изменению подготовки и квалификации врачей. Не грех посмотреть, как готовят «первую линию» в зарубежных развитых странах, как ее совершенствуют. Не все для нас приемлемо, но немало и полезного. Крайне важно обеспечить участковых врачей необходимой медицинской литературой. Вероятно, следует выработать обязательный минимум книг, который должен быть у каждого участкового терапевта.