Глубочайшие качественные изменения произошли в самом шаруа. Советские шаруа стали по своей социальной природе колхозным крестьянством.
Колхозное крестьянство — новый класс, класс социалистического общества, жизнь и благосостояние которого базируются не на единоличном труде и отсталой технике, а на коллективном труде, обобществленных средствах производства и современной технике. Установление отношений сотрудничества и товарищеской взаимопомощи людей в процессе производства материальных благ, превращение рабочего класса и крестьянства в однотипные социалистические классы обусловили еще более тесное сближение рабочих и крестьян, слияние их в единую семью тружеников социалистического общества.
Образование колхозного крестьянства сопровождалось глубокими изменениями не только в экономике, быту и культуре аула, но и в сознании трудящихся шаруа, их психологии. Приверженность к частной собственности сменилась приверженностью к социалистической собственности. Благодаря огромной воспитательной работе Коммунистической партии в массах подавляющее большинство колхозников стали сознательными и активными строителями коммунистическое го общества.
На основе социалистического переустройства жизни в ауле закономерно формировалось новое мировоззрение казахов. Прежде всего следует отметить национальное самосознание, проявляющееся независимо от племенных и родовых различий, господствовавших в дореволюционном ауле. При этом важно подчеркнуть, что рост и укрепление национального самосознания колхозников происходят на основе дружбы и братства народов, что исключает национализм. Националистические взгляды, культивировавшиеся среди части казахской интеллигенции феодально-байскими элементами, не нашли и не могли найти подходящей почвы среди широких кругов казахского населения. Напротив, наиболее жизнеспособными у казахов оказались идеи пролетарского интернационализма и советского патриотизма.
Таким образом, новые производительные силы, созданные в сельском хозяйстве в результате претворения в жизнь ленинского кооперативного плана, определили и глубочайшие изменения в быту, во всех сферах духовной жизни казахского населения. Ошибочно было бы полагать, что легким и гладким был путь создания нового, социалистического быта и социалистической культуры в ауле. Процесс формирования нового быта и культуры у казахов был сложным и длительным, требовавшим огромной работы Коммунистической партии по перевоспитанию бывших единоличников в духе социализма.
Преодолевая все трудности на пути к социализму, казахский народ под руководством Коммунистической партии, с помощью русского народа и других советских народов за короткий исторический период совершил скачок, беспримерный в его истории, перешел к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Социалистический строй создал все условия для быстрого культурного прогресса казахов и привел в активное творческое движение их материальные и духовные силы. В этом сказались преимущества социализма перед капитализмом применительно к народам, которые недавно находились на докапиталистической стадии общественного развития.